Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая. Цинь Шихуанди — первый император из династии Цинь Цинь шихуанди разделил страну на

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди – первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает – голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. – Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год – китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Так как тема погребения Первого китайского императора вызывает неиссякаемый интерес (я только недавно получил несколько подобных комментариев), я решил ее продолжить, а заодно частично еще раз коснуться вопроса китайских пирамид, тоже весьма актуального.
Маловероятно, что китайское правительство даст когда-либо добро на вскрытие захоронений древних императоров, поэтому я постараюсь примерно обрисовать то, что находится внутри погребений - именно этот вопрос, как я заметил, волнует многих любопытствующих больше всего. Я в свое время сделал несколько постов, где можно было видеть снаружи, но их внутренней структуры почти не касался. Хотя общую природу китайских курганов Сейчас я попробую рассмотреть эту тему более подробно.

Структуру внутренних помещений в гробницах императоров государств Цинь и Хань можно проследить на примере уже раскрытых погребений высокопоставленных лиц из этих династий. Например, несколько гробниц правителей царства Цинь - гос-ва завоевавшего весь Китай в 3 в. до н.э. сейчас уже раскопано, ведь именно князем Цинь был знаменитый Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая.

Разрытая гробница царства Цинь в провинции Шэньси.


Чертеж внутреннего устройства циньской гробницы 4 в. до н.э.

Гробница весьма проста - на дне огромной ямы находится небольшой деревянный склеп, где упокоился сам князь Цинь и несколько его жен. В этом помещении также находились необходимые покойному погребальные дары: украшения, посуда, оружие, все то, что должно было сделать пребывание правителя на том свете необременительным. Заодно с князем прикопали примерно 150 его сановников, наложниц и просто слуг, их гробы находятся снаружи погребальной камеры. Видимо, чем ближе к императорскому захоронению находился гроб соумирающего, тем выше был его социальный ранг в гос-ве Цинь.

Фото новодела, в который мудрые китайцы превратили императорскую гробницу, зато теперь она доступна для осмотра туристов.

Как видим, ничего сверхъестественного в погребении предшественника Цинь Шихуанди нет. Гробница имеет минимальные внутренние помещения, изначально сделанные из дерева (сейчас китайцы погребальную камеру, как видно на фото, отлили из бетона).
Но, деревянные балки склепа циньского вана частично сохранились, и их можно увидеть в музее.

Форма погребения в виде перевернутой пирамиды, уходящей вглубь земли, была характерна для всего древнего Китая (не только для царства Цинь). Она не менялась с времен государства Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.). Как правило, на поверхности, над погребением, внушительных сооружений тогда не строили, хотя могли быть деревянные заупокойные храмы в виде классических китайских павильонов, естественно со временем они полностью исчезли.

Гробницы государства Чу периода Сражающихся царств (5 в.до н.э.) из уезда Цзаоян.

Длинные прямоугольные ямы внизу - места складирования боевых колесниц, их закапывали вместе с лошадьми, и в приличных количествах. В погребальном комплексе Цинь Шихуанди тоже были подобные ямы, там размещали настоящие колесницы и настоящих лошадей, а не только макеты из терракоты, как принято считать.

Деревянная погребальная камера, вернее камеры, в гробнице государства Чу в Цзяояне (кликабельно).

Погребальные камеры здесь, как и у циньских князей, представляют собой деревянные срубы из бруса, сверху над ними делали настил из таких же обработанных деревянных бревен. Как правило, использовались сосна и кипарис, дерево могли покрывать специальным лаком, чтобы предотвратить гниение. Как мы видим, деревянные стены и балки сохранилось очень хорошо, хотя прошло 2500 лет. Хотя, это скорее заслуга здешних почв, хорошо сохраняющих органику.

Вскрытие гробницы князя И, его княжество входило в состав царства Чу в 5 в. до н.э. На фото хорошо видны мощные бревна перекрытий.

Одна из камер в гробнице князя И.

Погребение князя И не было ограблено и прославилось огромным количеством извлеченных из него предметов. Как и в циньских княжеских могилах здесь с правителем захоронили весь его гарем - несколько десятков наложниц. Но, главная жена князя И имела отдельную гробницу, в сотне метров от могилы мужа.

Раскопки в могиле князя И (кликабельно).

Ну, а теперь мы подходим к ключевому вопросу - так, как же должны выглядеть гробницы Цинь Шихуанди и других великих императоров раннего Китая, что скрываются под огромными земляными пирамидами?

Ответ, я думаю, очевиден - гробницы императоров должны быть похожи на погребения их предшественников, князей царства Цинь, Чу и других. Нет никаких оснований думать, что у Цинь Шихуана погребение будет чем-то принципиально отличаться. Единственное, что мог себе позволить Первый император - это гигантские размеры гробницы, т.е. его мавзолей может отличаться только количественно, но не качественно. Он должен соответствовать всем канонам китайской погребальной архитектуры того времени.

Иногда можно прочитать в популярной литературе, что гробница Цинь Шихуанди - это нечто чрезвычайно роскошное и прогрессивное, в том числе и технически. Хотя, безусловно, гигантский земляной холм и множество деревянных срубов под ним, это то, что могло поражать воображение современников.

В защиту величия Первого императора Китая я могу выдвинуть только гипотезу, основанную на рассказе китайского историка Cыма Цяня, где он упоминает естественную гору Лишань, внутри которой и похоронили Цинь Шихуана.

«В девятой луне [прах] Ши-хуана погребли в горе Лишань. Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет
Эр-ши сказал: “Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно”, и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы"

Если гробницу выдалбливали в естественной горе, то тогда ее внутренняя структура может отличаться от захоронений царства Цинь, расположенных на равнине.

Но, проблема заключается в том, что внутри кургана Цинь Шихуанди так и не были найдены какие-либо существенные естественные скальные образования. Вернее сказать, там было найдено все что угодно, это объясняется спецификой китайских изысканий. Если надо китайские специалисты могут где угодно обнаружить что угодно, также как и наоборот, их результаты могут зависеть от текущей политики партии, фэн-шуй и прочих важных факторов. Достаточно привести пример того, что до сих пор даже нет четкого мнения о высоте кургана Первого императора, вроде бы, что может быть проще - измерить высоту, но данные колеблются от 35 до 80 (!!) метров:) В связи с этим, стоит очень внимательно сортировать всю информацию, получаемую от китайских исследователей.

Общий вид пирамиды императора Цинь Шихуанди, она похожа на естественную гору, поросшую лесом.

Что касается, истории с гробницей, вырубленной в скале, то некоторые специалисты небеспочвенно отмечают, что Лишань (Прекрасная гора), может быть просто красочным названием рукотворного могильного кургана, китайцы любят красивые имена. Тем более этот курган был тогда единственным в своем роде, таких больших насыпей в Китае ранее не возводили, поэтому люди и правда могли наделять его качествами природной горы.

Китайские специалисты, просвечивая курган Цинь Шихуанди, находили в нем (и под ним) множество конструкций. Например, утверждалось, что найдены некие рукотворные объекты на глубине 50 метров под пирамидой, в другом случае на глубине 30 метров, в третьем, что некий большой объект, похожий на ступенчатую пирамиду находится над поверхностью земли в толще насыпи. Утверждалось, что обнаружен некий "подземный дворец" общей площадью аж 180 000 кв.метров. Обнаружено повышенное содержание ртути, что должно свидетельствовать о ртутных реках и морях из рассказа Сыма Цяня. Но, повторяю, на данный момент руководствоваться можно только подтвержденными данными, и анализом погребений предшественников великих китайских императоров.

Более того, даже использование обожженного кирпича было очень ограниченным. Им, как правило, только мостили полы, иногда кирпич использовали для внешней облицовки сооружений. Кирпичи клали ровными рядами друг на друга, и часто даже без раствора, в лучшем случае применяли глину. Естественно, с подобным низким уровнем техники кирпичной кладки невозможно было даже думать о таких, уже давно известных на Западе элементах, как арки и купола. Все это появилось в Китае только на рубеже нашей эры. Например, в гос-ве Восточная Хань (1-3 вв. н.э.) камер использовались уже широко. Поэтому перекрытия всех китайских построек того времени могли быть только деревянными.

Пирамида императора Юань-ди, правил с 49 до н. э. до 33 до н. э

В 3 в. до н.э. китайская цивилизация была все еще изолированна от тогдашних центров мировой культуры - Европы и Ирана. Великий Шелковый путь начал функционировать только через сотню лет - во 2 в. до н.э. Поэтому западные мастера еще не добрались в китайские дали. В 3 в. до н.э. они только начали обучение индусов в империи Маурьев - там появились первые каменные архитектурные элементы. А Китаю пришлось ждать еще несколько столетий, пока западные технологии были усвоены местными мастерами.

Подземные дворцы Цинь Шихуанди и императоров династии Хань (продолжателей китайского пирамидостроения) могли быть возведены только из дерева и утрамбованной земли, и никак иначе.

Для того, чтобы представить себе гробницу Первого императора Китая внутри, можно воспользоваться уже раскопанными подземными помещениями из его погребального комплекса. Это те залы, в которых находились его знаменитые Вся глиняная армия Цинь Шихуана располагалась в длинных галереях, вырытых в земле. Стены этих помещений создавались из утрамбованной земли и вертикальных деревянных балок, которые несли крышу-настил из бревен, сверху крытых циновками. Дальше шел слой глины и земли - и все, подземный дворец готов!

Галереи с терракотовыми воинами.

Я более чем уверен, что основное ядро подземного комплекса Цинь Шихуана мало чем отличалось технологически от галерей, где стояло его терракотовое воинство. Возможно, речь может идти только о более обширных залах, крытых бревенчатым настилом. Может быть, там были залы со множеством деревянных колон, характерных для китайской архитектуры. Именно в таком зале строители мавзолея могли украсить потолок картиной звездного неба, а по утрамбованному земляному полу пустить "большие и малые реки и моря из ртути", как об этом писал Сыма Цянь.

Несмотря на поразительную сохранность деревянных конструкций древних китайских гробниц, существует большой риск того, что колоны из сосны и кедра могли не выдержать огромную массу земляной пирамиды, насыпанной сверху, и всепоглощающего времени. Возможно, на данный момент подземный дворец Цинь Шихуана полностью засыпан массами земли и глины. Тем более, есть исторические свидетельства, что гробницу Первого императора неоднократно грабили потомки, и не только грабили, но и жгли. Например, большая часть галерей с глиняными воинами серьезно пострадала от огня.

Но, к счастью, в Китае сейчас раскопано много гробниц с ранними деревянными подземными дворцами, как правило, они все относятся к эпохе Западная Хань

Например, вот гробница династии Западная Хань недавно открытая в провинции Шаньдун.
http://www.backchina.com/news/2011/07/21/151671.html

Внутренние помещения гробницы все сделаны из дерева, даже стены коридора, что на фото, сложены из деревянных брусков, хотя может показаться, что это кирпич.

Здесь хорошо видна фактура дерева. Удивительно, что за 2000 лет все конструкции так хорошо сохранились.

Мощные балки потолка.

Еще одная разрытая гробница эпохи Хань (Кликабельно).

Чтобы понять внутреннюю структуру типичного ханьского мавзолея, рассмотрим еще один пример - музеефицированную княжескую гробницу в Дабаотай, в южном пригороде Пекина, князя Лю Цзяня (73-45 гг. до н.э.) из династии Западная Хань.http://blog.voc.com.cn/blog_showone_type_blog_id_691288_p_1.html

Здесь подземный дворец тоже хорошо сохранился. Он полностью деревянный, видимо в эпоху Хань в Китае не было проблем с лесами, как сейчас. Толстые несущие стены тут тоже выложены из кедровых брусков, кирпич не используется вовсе.

Структура довольна проста - центральный зал, где стоял саркофаг князя, и две обводные галереи вокруг. В гробницу вел такой же деревянный коридор-дромос, где были найдены колесницы со скелетами лошадей.

Предполагаю, что примерно также выглядели все подземные дворцы ханьских императоров, находящиеся под знаменитыми земляными пирамидами. Может быть, там больше комнат, они как-то украшены (здесь, в княжеской гробнице, как видим, отделка почти совсем отсутствует, в лучшем случае доски просто окрашены), но их суть от этого не изменится. Скорее всего, ханьские "подземные дворцы" - это суровые архаичные сооружения, подобные тем, что мы видим на фото.

Примерно к 480 г. до н. э. на территории Древнего Китая находилось семь царств, которые постоянно воевали друг с другом. К 221 г. до н. э. царство Цинь покорило все остальные царства. Под властью царя Цинь оказалась колоссальная империя. Он назвал себя Цинь Шихуанди, что значит «первый император Китая».

Чтобы могущественные вельможи не взбунтовались против своего императора, Шихуанди повелел им переехать в столицу Сяньян. Тут он мог держать их под неусыпным контролем. Оружие, принадлежавшее собственным войскам вельмож, забрали и переплавили.

Цинь Шихуанди приказал строить в Древнем Китае новые дороги и рыть каналы, чтобы наладить связи между различными частями империи. Также он заставил всех пользоваться монетами одной чеканки, использовать единую систему мер и весов. Эти меры позволили оживить торговлю между подданным огромной империи.

Цинь Шихуанди, чтобы быть уверенным, что его распоряжения понятны всем, ввел на всей территории империи единый тип письма.

Сожжение книг и погребение книжников

Цинь Шихуанди был убежден, что люди порочны и что их силой следует принуждать повиноваться закону. Всякий ослушник подлежит жестокому наказанию. Он велел сжечь все книги, которые противоречили его воззрениям. Посмевшие возмутиться учёные были брошены в яму и заживо погребены. Материал с сайта

Когда в 210 г. до н. э. Цинь Шихуанди умер, он был похоронен в огромной гробнице, охраняемой войском, состоящим более чем из 7500 скульптур воинов, выполненных в натуральный рост. Воины были изготовлены из терракоты (вид керамики), и оружие у них было настоящее. У всех воинов были разные лица. Терракотовые воины, расставленные вокруг гробницы, надежно охраняли своего императора. Говорят, что установленные самострелы стреляли во всякого, кто пытался проникнуть в гробницу.

Ин Чжэн родился в 259 году до нашей эры, в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн («первый»). Матерью его была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, что Люй Бувэй - подлинный отец Чжэна.

Когда в 13 лет Чжэн стал циньским правителем, его государство уже было самым могущественным в Поднебесной. Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство царства Цинь отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр. В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Когда Чжэну было 22 года, он приказал казнить любовника своей мачехи (из-за одинакового титула путаемую с его матерью), а Люй Бувэя по подозрению в подготовке мятежа отправил в ссылку.

В последующие годы Чжэн захватил друг за другом все шесть государств, на которые в то время делился Китай. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы. В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. В следующем году был пойман убийца, подосланный князем Янь Данем. В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и принял тронное имя Цинь Шихуан.

Титул первого императора

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребенок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имен и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуан-ди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван, переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Лучшие дня

Правление объединённым Китаем

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного единства: под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания» была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покоренных царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов. В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Серединное Государство от варваров-кочевников.

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань. Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Как можно понять из «Ши цзи» ханьского историка Сыма Цяня, больше всего императора беспокоили мысли о грядущей смерти. Во время своих странствий он знакомился с кудесниками и ведунами, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. В 219 г. он направил на его поиски экспедицию к островам Восточного Моря (возможно, в Японию). Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. В 213 г. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.

В последние годы жизни, разочаровавшись в перспективе обретения бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. Умер он в 210 или 209 году во время очередного объезда своих владений. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году всё его семейство было истреблено.

Гробница

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя. По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Курган с захоронением первого императора был идентифицирован археологами только в 1974 году. Его исследование продолжается до сих пор, причём место захоронения императора ещё ожидает вскрытия. Курган венчало некое пирамидальное помещение, по которому, по одной из версий, душа покойного должна была подняться на небо.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско. Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников - например, правителей государства Шан (ок. 1300-1027 гг. до н. э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений.

Комплекс гробницы Цинь Шихуана первым из китайских объектов был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Репутация

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма, изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда, направленная против легистов.

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная с Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре.

Цинь Шихуан в искусстве

По мотивам истории объединения Китая Чэнь Кайгэ в 1999 году снял фильм «Император и убийца», достаточно точно следующий канве «Ши цзи». В 2002 году Чжан Имоу снял на эту тему самый дорогой фильм в истории китайского кино - «Герой».

В 2006 году на сцене Метрополитен-оперы (Нью-Йорк) состоялась премьера оперы «Первый император» (композитор - Тань Дунь, режиссер - Чжан Имоу). Партию императора спел Пласидо Доминго.

В 2008 году роль Цинь Шихуана в голливудском блокбастере «Мумия: Гробница императора драконов» сыграл Джет Ли.

Китайская династия Цинь пребывала у власти всего полтора десятилетия. Однако именно ей, а прежде всего первому правителю этого имени - Цинь Шихуанди, было суждено войти в историю как объединителю разрозненных китайских царств в единую централизованную империю, заложившую основы социально-экономического и административно-политического развития Китая на многие столетия вперёд.

Предпосылки возникновения империи в древнем Китае

На протяжении пятого-третьего веков древние царства на территории Китая постоянно воевали друг с другом за первенство. В этих условиях будущее им могло обеспечить лишь объединение разрозненных образований в единую сильную державу, способную обеспечить защиту собственных границ от внешних врагов и захватывать на соседних территориях рабов и новые земли. В силу непрекращающейся вражды китайских княжеств подобное объединение можно было произвести только насильственным путём под эгидой сильнейшего из них, что в итоге и случилось.

Временной отрезок с 255 по 222 гг. до нашей эры вошёл в историю Китая как период Чжаньго - "борющихся (или сражающихся) царств". Самым сильным из них было княжество Цинь (территория современной провинции Шаньси). Его правитель, Ин Чжэн, взошёл на трон в возрасте двенадцати лет, однако весьма быстро проявил себя как сильный и жестокий властитель. До его совершеннолетия государством Цинь управлял Люй Бу-вэй, влиятельный торговец и придворный. Однако едва властителю Цинь исполнился двадцать один год, он немедля взял власть в собственные руки, безжалостно расправившись с Люй Бу-вэем, попытавшимся свергнуть его.

В результате многолетней борьбы к 221 году до нашей эры Ин Чжэну удалось подчинить себе все "сражающиеся царства" одно за другим: Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Встав во главе огромной державы, Ин Чжэн принял новый титул для себя и своих потомков - "хуанди", что означало "император".

Цинь Шихуанди - первый император Китая

Империя Цинь простиралась на огромной территории - от Сычуани и Гуандуна до Южной Маньчжурии. Взойдя на престол под именем Цинь Шихуанди, "первый император династии Цинь", Ин Чжэн, в первую очередь уничтожил независимые государственные образования на подчинённых ему землях. Государство было разделено на тридцать шесть областей, каждая из которых являлась также и военным округом. Во главе каждой области поставил двух управителей - гражданского и военного.

Была жёстко ограничена власть аристократии. Прежние аристократические титулы были упразднены - теперь критерием знатности выступали уровень богатства и заслуги перед государством. Чиновники громоздкого государственного аппарата на местах теперь находились под контролем центральной администрации, этому способствовало введение института инспекторов для наблюдения за их деятельностью.

Цинь Шихуанди провёл ряд других реформ, которыми прославилась династия Цинь: он унифицировал денежную систему, ввёл единую систему веса, ёмкости и длины по всей стране, составил свод законов, установил единую для всей страны систему письменности.

Помимо этого, им было официально узаконено право свободной торговли землёй, что повлекло невиданное до сей поры обогащение знати наряду с массовым разорением свободных общинников. Значительное усиление налогового гнёта и рабочей повинности, а также новые чрезвычайно жёсткие законы, предусматривающие коллективную ответственность, привели к широкому распространению работорговли. Новая знать - богатые ремесленники, крупные ростовщики и торговцы - всячески поддерживала реформы, которые проводила династия Цинь, однако прежняя аристократия была ими исключительно недовольна. Конфуцианцы, выражавшие настроения последних, начали открыто критиковать деятельность правительства и предрекать империи скорую гибель. В результате по приказу Цинь Шихуанди конфуцианцы подверглись жесточайшим репрессиям.

Строительные мероприятия в империи Цинь

При правлении Цинь Шихуанди было проведено масштабное строительство сети ирригационных сооружений и дорог, охвативших всю страну. В 214-213 годах до нашей эры было начато возведение грандиознейшего фортификационного сооружения - Великой китайской стены - для защиты северных рубежей империи от кочевников.

Кроме того, во второй половине прошлого столетия археологами была обнаружена величественная гробница Цинь Шихуанди. В огромном склепе была замурована целая "терракотовая армия" - шесть тысяч выполненных в натуральную величину фигур солдат и боевых коней, "охраняющих" вечный покой императора.

Религия в империи Цинь

Эпоха, когда у власти в Китае находилась династия Цинь, была временем полноправного господства религии. Все слои общества верили в сверхъестественное устройство мира. Согласно воззрениям, возникшим задолго до империи Цинь, бытие мира определялось взаимодействием двух космических начал - Инь и Ян. В тесной взаимосвязи с этим находилось представление о пяти мировых стихиях. Император объявлялся сверхъестественным существом, спустившимся с Неба. Считалось, что он находится под покровительством всех стихий, а его небесным "эквивалентом" выступало Солнце.

Сам Цинь Шихуанди отличался крайней степенью религиозности, сводившейся к фетишизму и примитивным суевериям. Он нередко прибегал к разнообразным заклинаниям, колдовству, потратил много времени и усилий на поиски даже снарядив в этих целях большую экспедицию на Японские острова.

Династия Цинь: падение

В 210 году до нашей эры, находясь в одной из инспекционных поездок по стране, император Цинь Шихуанди внезапно скончался (историки предполагают, что на тот момент ему был пятьдесят один год). На престол взошёл его сын, Эр Шихуанди, попытавшийся продолжить политику отца. Однако он сумел удержаться у власти всего два года. Недовольство различных слоёв населения тем, как правили императоры династии Цинь, переросло в гражданскую войну. Начало ей положило восстание крестьян под руководством Чэнь Шэна (209-208 годы до нашей эры). Крупные землевладельцы, а также потомки прежней, старой знати также восстали против центральной власти, одновременно сражаясь и с повстанцами-крестьянами.

В 207 году до нашей эры Эр Шихуанди был убит. Некий Чжао Гао, знатный сановник и родственник императора, возглавивший заговор против него, посадил на престол государства собственного сына - Цзы Ина. Однако новому правителю не суждено было удержаться на престоле. Не более чем через месяц Цзы Ин и его отец были убиты недовольной знатью. Они были последними мужчинами, состоящими в кровном родстве с Цинь Шихуанди. Таким образом, Династия Цинь в Китае пала, не просуществовав и двух десятков лет.

Историческое значение династии Цинь

Создание на территории Китая единой сильной централизованной империи сыграло важную роль в дальнейшем историческом развитии страны. Политическое объединение земель, законность права на частную собственность, деление населения по имущественному принципу и проведение мероприятий, поддерживающих рост торговли - всё это способствовало развитию общественных и экономических отношений в стране, заложило основы для дальнейших преобразований.

Однако слишком жёсткие меры, которые династия Цинь предпринимала в целях централизации государства, уничтожение старой знати, налоговый гнёт, повышение цен и повинностей, разорившие мелких и средних производителей, привели к мощной вспышке восстаний, положивших конец её правлению.

Просмотров