Мраморный дворец памятник александру 3. История создания памятника императору Александру III

Памятник Александру III в Москве - памятник российскому императору Александру III (1881-1894), открытый в 1912 году в Москве на Пречистенской набережной (близ Всехсвятского проезда), возле Храма Христа Спасителя (у юго-восточного угла храма); разрушен большевиками летом 1918 года.

Работа над сооружением памятника длилась около 12 лет с 1900 по 1912 год. На строительство было собрано по подписке гигантская сумма в почти два с половиной миллиона рублей. В качестве места для памятника была выбрана площадка перед Храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке.

30 мая 1912 года состоялось открытие и освящения памятника. Церемониал представлял несколько более скромный и видоизменений в соответствии со светским характером торжества ритуал освящения Храма Христа Спасителя. В 8 часов утра пятью пушечными выстрелами с Тайницкой башни Кремля возвестили о начале торжества. Около памятника выстроились войска. К 10 часам к памятнику прибыла императорская чета со свитой. Помимо Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны присутствовали члены Государственного Совета, Государственной Думы, сенаторы, генералы и адмиралы, фрейлины и статс-дамы, губернские и уездные предводители и представители дворянства, московские, губернские и земские власти, представители сословий и общественных организаций, депутации от учебных заведений. Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) встречал императорскую чету в Храме Христа Спасителя. Начался крестный ход из Храма во главе с Митрополитом и царствующими особами, который сопровождался колокольным звоном близлежащих церквей. У памятника состоялось благодарственное молебствие с коленопреклонением. По возглошении вечной памяти Императору Александру III по команде Императора Николая II войска отдали честь. После 360 салютационных выстрелов и исполнения Преображенского марша с памятника было снято покрывало, и Митрополит Владимир окропил монумент святой водой, провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным и возвратился в Храм. К монументу было возложено 86 венков от всех российских и зарубежных депутаций. Вечером город и памятник были иллюминированы.

При выборе места для монумента исходили из того, что «Государи… выступают как ходатаи перед Богом и вечные напоминатели, что в мире нет высшего училища и нравственного завета кроме Божьего храма и что вне этих заветов нет правильной жизни для России» (Иван Владимирович Цветаев, 1897 год). После обсуждения нескольких мест установки памятника, включая Кремль, была выбрана площадка около Храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной, лицом к Москве-реке, как имеющая бесспорное преимущество с идеологической, архитектурной, административной, экономической и иных точек зрения.

Памятник, выполненный из бронзы, изображал Императора восседающим на троне во всех царских регалиях — со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой — мантией монарха. Порфира спускалась одним концом на пьедестал из красного гранита. Гранитный пьедестал покоился на таком же гранитном постаменте. На уступе цокольной части помещались четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростертыми крыльями (работы скульптора А.Л. Обера). На пьедестале была высечена надпись:

Благочестивейшему, Самодержавнейшему Великому Государю Нашему

Александру Александровичу

всея России.

1881-1884

Установка памятника обогатила общий ансамбль Храма. Одновременно с памятником были устроены гранитная балюстрада и величественная, ведущая к воде лестница. Невысокая стенка из серого гранита, устроенная по бокам памятника, не изолировала его от общей площади, и вместе с тем выделяла и подчеркивала его самостоятельное значение.

Правление Императора-миротворца продлилось 13 лет. Александр III скончался 20 октября (ст. стиль) 1894 года. В этом же году была объявлена всенародная подписка на памятник ему в Москве. Наряду со скульптором А.М. Опекушиным, автором памятника А.С. Пушкину в Москве, к выполнению проекта был привлечен в качестве главного архитектора московский зодчий А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ), а производителем работ был назначен инженер-архитектор К.А. Грейнерт. После некоторого перерыва работа над памятником была возобновлена в 1900 году и длилась около двенадцати лет. За это время по подписке было собрано почти два с половиной миллиона рублей — сумма по тем временам колоссальная.

Памятнику Александру III была уготована короткая жизнь — его разрушили летом 1918 года, вскоре после переезда Советского правительства в Москву. На месте монумента, на том же постаменте, планировалась установить памятник «Освобожденному труду». Была даже произведена закладка памятника, на которой присутствовал В. Ленин. Позднее, когда возник и стал воплощаться проект строительства дворца Советов на месте Храма, мысль об этом памятнике была оставлена. Сам постамент монумента Императору Александру III — Миротворцу простоял до уничтожения Храма Христа Спасителя в 1931 году.

Столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.

В те же дни был открыт Музей изящных искусств Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), созданного И.В. Цветаевым. Открытие памятника Александру III стало частью торжественных мероприятий по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. В ознаменование спасения России в этой войне и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Предполагалось, что вблизи от Храма (рядом с Музеем изящных искусств) будет создан величественный Музей Отечественной войны 1812 года, который должен был стать народным музеем и находится в идейной и архитектурно-художественной связи с Храмом Христа Спасителя. Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отодвинула этот план на неопределенный срок, а совершившаяся революция 1917 года закрыла этот вопрос окончательно.

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге перед Мраморным дворцом (филиал Русского музея). Я специально пошла на него посмотреть, потому что читала о памятнике комментарии (чаще неодобрительные) многих известных лиц: Успенского, Брюсова, Репина, Кустодиева, Розанова, Демьяна Бедного и др.
Чужие мнения мне интересны, но я всегда следую принципу Евгения Базарова ("Отцы и дети"), который говорил: "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои".
Поэтому я пошла к Мраморному Дворцу, чтобы взглянуть на униженный памятник и составить собственное мнение.

Скажу сразу – памятник мне понравился. Он основательный, надёжный, внушающий доверие. И стоит в центре небольшого двора Мраморного дворца, так что можно обойти вокруг и внимательно рассмотреть (не то, что на широчайшей Знаменской площади).
Фигура на коне заставила вспомнить портрет царя работы Валентина Серова - такое же ощущение величия, степенства и уверенности, какое и должно быть у главного лица государства.

Видимо, это понимал и автор памятника, итальянский скульптор Паоло Трубецкой, которому Николай II заказал скульптуру отца. Трубецкой изобразил не конкретно человека на лошади, а Правителя огромной страны, которая за годы его правления ни разу не воевала. Это огромное достижение политики Александра III - именно за поддержание мира русский монарх получил официальное название Царь-Миротворец.

Цитата из "Всемирной истории" Егера: "Александр III вел свою политику открыто, не прибегая ни к каким ухищрениям, держась в отношении к другим державам безукоризненной прямоты и неуклонной справедливости.."
В итоге "Россия была возведена императором Александром III на высокую степень европейского и азиатского могущества".

По мнению С.Ю. Витте, эти изменения во внешней политике были в немалой степени связаны с личностью самого царя, и в частности, с его честным, благородным, правдивым, прямым и миролюбивым характером.
Заслуги Александра III во внешней политике высоко оценили французы и назвали в честь него главный мост через Сену в Париже. А император Германии Вильгельм II после смерти Александра сказал: "Вот это, действительно, был самодержавный Император".
И во внутренней политике России во времена правления Александра III происходили положительные экономические изменения.

Конная статуя императора как раз и говорит об этих качествах. Александр спокойно и уверенно сидит в седле, держа одной рукой поводья, а другую спокойно опустил на бедро. Состояние расслабленности царя и коня только кажущееся, весь памятник создаёт ощущение силы и уверенности в том, что всадник в любой момент натянет поводья-бразды правления, а конь-государство, чувствуя силу и власть седока, зашагает в нужном направлении.

Многим не понравилось, что конь стоит с опущенной головой и что, вообще, он не тонконогий, грациозный скакун, достойный императора, а какая-то ломовая лошадь. Но, если предположить, что конь характеризует развивающуюся Россию эпохи Александра III, то напрашивается очевидное объяснение: конь-государство под управлением мудрого царя готов легко вскинуть голову и также легко зашагать вперёд, об этом говорят и его упругая шея и сильные ноги!

Вот такие мысли пришли мне в голову, пока я смотрела на памятник.

Когда памятник был готов, многим членам царской семьи он не понравился. Конечно, они хотели увидеть статую, похожую на памятники европейским государям: соответствующего коня и самого Александра, украшенного парадными атрибутами, а увидели человека-труженика на усталом коне.

Великий Князь Владимир Александрович сказал (по свидетельству С.Витте), что "он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата". А Николай II, оскорблённый в сыновьих чувствах, даже хотел отправить памятник в ссылку в Иркутск, но Мария Фёдоровна, вдова Александра III, была поражена необыкновенным портретным сходством, и памятник решено было оставить и установить.

23 мая 1909 года конная статуя Александра III была торжественно установлена в центре Знаменской площади (ныне пл. Восстания) у Николаевского (ныне Московского) вокзала там, где сейчас стоит остроконечный обелиск "Городу-герою Ленинграду".

Спасибо большевикам, которые после Октябрьской революции не уничтожили памятник, как, например, поступили с монументом Александру III в Москве, но статуя на коне пережила немалые мытарства.

В 1919 году с гранитного постамента была сбита историческая надпись и высечен оскорбительный для царя стишок "Пугало" популярного агитационного поэта Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и униженно положен на бок в запасниках Русского музея.
В 1953 году памятник подняли и перенесли во внутренний двор Русского музея.
В 1980-е годы во время ремонта корпуса Бенуа конную статую "зашили" досками и освободили от этого колпака лишь в 1990 году.
В 1994 году памятник освободили из "заточения" и установили перед входом в Мраморный дворец,
В 2013 году министру культуры Владимиру Мединскому показалось, что памятнику Александру III во дворе Мраморного дворца тесно, и он предложил депутатам Петербурга рассмотреть вопрос о перемещении памятника в другое место. Таких мест предложено было три: на Конюшенной площади, на Троицкой или на площади Восстания, где памятник был установлен изначально.

Предложения не были одобрены: перенос памятника на площадь Восстания был категорически отвергнут (место уже занято обелиском), а перенос на другие площади посчитали несвоевременным.

На мой взгляд, памятнику хорошо перед Мраморным дворцом, но плохо то, что его видят только приходящие в Мраморный дворец любители живописи и участники различных конгрессов, но главное - памятник, наконец-то, оставили в покое (надолго ли?).

До конца 1980-х перед Мраморным дворцом на постаменте стоял броневик (копия броневика, с которого Ленин выступал на Финляндском вокзале) - в память о выступлении Ленина. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент водрузили памятник Александру III.

Здесь интересные

Скульптор Паоло Трубецкой - создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III . У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II.

Торжественное открытие состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи.

Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны - Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца .

В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента.

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III

Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года , к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III . Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя , стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда.

История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель.

К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ.

Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год

Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого.

Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году.

Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:

«После того, как мой первоначальный проект был одобрен, я вылепил из пластилина один за другим четыре проекта в натуральную величину, восемь маленьких моделей и две — в масштабе памятника. Сработав новую модель, я уничтожал старую. Таким образом, я работал до тех пор, пока модель меня не удовлетворила».

Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла.

Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений.

В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:

«Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III, Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

На рубеже XIX-XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого.

Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года.

Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе» .

Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным.

Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора».

Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели».

Стоит комод, на комоде - бегемот...

5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III.
На площади собрался весь царский двор, выстроились войска Петербургского гарнизона. На церемонии присутствовала императорская семья и лично император Николай II.

Монумент посвящался не совсем императору, а «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, — строительство магистрали было начато при Александре III.

Богослужение возглавил митрополит Антоний (Вадковский). Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Великий Сибирский путь брал свое начало от Николаевского вокзала (ныне Московский).

Памятник был выполнен миланским скульптором П.Трубецким и считается его самой известной работой.

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897—1906 годах.

Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге, а монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в Италии, конь - на Обуховском сталелитейном заводе.

Перед установкой на Знаменской площади там были проведены серьезные подготовительные работы и создан сложный фундамент.


Подготовка к установке памятника на Знаменской площади, а ниже открытие памятника.

Модель скульптуры поставили для определения наилучшего расположения памятника... оригинальный авангард такой)))

Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля.

Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой.


Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г.

Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:

"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"

Но были и более жесткие:

"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа."
Эпиграмма А. Рославлева

Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы... Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... Конь, очевидно, не понимает Всадника... предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть... С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось..."

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз».

Говорят, обиженный Паоло Трубецкой по поводу своего творения сказал так: "О, я не интересуюсь политикой, я просто изобразил одно животное на другом ". Он был подданным Италии, но высказывание скандальное...

Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника «обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу».

В советское время памятнику досталось. Выше народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.

Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
"

Памятник Александру III перед Московским вокзалом простоял не долго. Когда по Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.

Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.

Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И... ничего страшного... и комод и бегемот выдержали. Вот она - великая сила искусства!

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия. Затем памятник перевезли во дворик Мраморного дворца. Так он там до сих пор и стоит. Гордый, но незаслуженно забытый...

Профессор филологического факультета СПбГУ Н.А. Мещерский (1906-1987) рассказывал одному из авторов, что в конце 1910-х — начале 1920-х годов горожане, желавшие ехать на извозчике на Московский вокзал, кричали: «Извозчик! К пугалу!». Когда у Финляндского вокзала был поставлен памятник В.И. Ленину, извозчики стали спрашивать у седоков: «К какому, ваше-ство? К Московскому аль к Финляндскому?». На недоуменный вопрос автора, а что такое Финляндское пугало, профессор, происходивший из княжеского рода, улыбнулся, посмотрел добрым взглядом сквозь очки на своего непонятливого ученика, и спросил: «А ты разве не знаешь? Оно и сейчас там стоит!». (C) Ахапкин Д.Н.

Есть проект возврата памятника на , а под ним сделать очередной торговый комплекс.. Возможно все получится и памятник опять будет стоять на своем историческом месте, но лично я считаю что штык там смотрится лучше, хоть что-то стоит в лежащем вокруг...

Я бы Александра поставил в какой-то современный парк или например в Почему нет?!... ему там бы место нашлось.

Основная инфа и старые фото (С) интернет

Просмотров