Швейцарские свайные поселения. Доисторические свайные поселения в альпах Доисторические свайные поселения в альпах

Альпы – одно из самых популярных направлений туристов-активистов со всего мира. Там катаются сверху вниз на лыжах, сноубордах и прочих санках. Поднимаются снизу вверх по горам. Также ходят вдоль и поперек на ногах. Даже слово «альпинизм» нам открыто намекает на то, где он зародился.

Жизнь в Альпах появилась давно, и сегодня мы попытаемся вспомнить, как жили люди в тех местах за пару тысяч лет до нашей эры.


Германия. Так они и жили…

В то время, как древние греки и египтяне усиленно строили свои пирамиды и античные храмы, в Альпах люди возводили хижины на деревянных сваях, и тоже жили неплохо. Строили свои дома они преимущественно на прибрежных зонах озер, или просто в болотных топях. Видимо, выбирали места где помягче, чтобы можно было внедрить дерево как можно глубже. Воткнуть его земную твердь даже у самого сильного жителя Альпийских гор не выходило, и было решено бросить это неблагодарное занятие, и использовать более податливую поверхность. Со строительным материалом тоже была незадача. Камень они видели так же редко, как в египтяне дерево, а металлоконструкции были придуманы чуть позже. Поэтому и выбор в пользу деревянных бревен был очевиден.


Как показали научные изыскания, несмотря ни на что, эти жилища из дерева очень хорошо сохранились. Сложно себе представить, чтобы современный дом из дерева, да еще на воде, простоял три тысячи лет. Однако, для тех жилищ это оказывалось возможным. Благодаря солености воды и наличию в ней полезных минералов постройки дожили до наших дней. Сейчас, правда, многие из них под угрозой. Щупальца урбанизации добрались и до таких труднодоступных мест.


Свайные хижины разбросаны вдоль всех Альпийских гор и находятся на территориях 6 государств Европы . Они имеют огромное историческое значение, и рассказывают о жизни альпийских поселений новые, ранее неизвестные факты. Весь комплекс подобных жилищ вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году.

Доисторические свайные поселения Альпийских гор - это 111 археологических памятников, расположенных на территории европейских Альп. Эти поселения, разбросанные между Швейцарией, Австрией, Францией, Германией, Италией и Словенией, были включены в 2011 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (world heritage list).
Из 111 памятников 19 находятся в Италии и расположены в пяти областях: Ломбардия (Lombardia) (10) Венето (Veneto) (4), Пьемонт (Piemonte) (2), Фриули-Венеция-Джулия (Friuli Venezia Giulia) (1) Трентино-Альто-Адидже (Trentino Alto Adige) (2). Их можно найти в непосредственной близости от озер или в районах с высокой влажностью, отмеченных обилием воды (действительно, в Италии они сосредоточены главным образом вблизи озер Гарда и Варезе).
В Ломбардии (Lombardia), а именно на озере Варезе (lago di Varese) были выявлены самые древние свайные конструкции, относящиеся к раннему неолиту, а в районе озера Гарда (lago di Garda) собрано их наибольшее количество, более 30 деревень, расположенных на обоих берегах озера и водоемов, образовавшихся в межледниковый период. Небольшие свайные жилища были также найдены у альпийских озер Трентино-Альто-Адидже (Trentino Alto Adige) и водоемов Пьемонта (Piemonte).

Таким образом, в Италии можно найти множество прекрасных мест, где вы окунетесь в доисторическую культуру, начиная с очаровательного островка Изолино-Вирджиния (Isolino Virginia) в Биандронно (Biandronno) на озере Варезе; открыты для посещения также археологические зоны в Польчениго (Polcenigo), Дезенцано-дель-Гарда (Desenzano del Garda), Манерба-дель-Гарда (Manerba del Garda), Пескьера-дель-Гарда (Peschiera del Garda), Мусколине (Muscoline), в Пьядене (Piadena), Кавриане (Cavriana), Монцанбано (Monzanbano), Биандронно (Biandronno), Бодио-Ломнаго (Bodio Lomnago), Кадреццате (Cadrezzate), Адзельо (Azeglio) и Вивероне (Viverone), Ароне (Arona), Ледро (Ledro), Фьяве (Fiavè), в Черее (Cerea) и Аркуа-Петрарка (Arquà Petrarca) на берегу озерца Лагетто-делла-Коста (Laghetto della Costa).

Поселения были внесены в список Всемирного наследия, поскольку они являются уникальными, исключительно хорошо сохранившимися, богатыми в культурном плане археологическими объектами, которые являются важными источниками знаний об устройстве ранних земледельческих общин в регионе.
В частности, итальянские археологические памятники являются жилыми поселениями доисторических общин между 5000 и 500 годами до н.э. и служат показательным примером использования земельных и морских ресурсов древними европейскими культурами, датируемыми периодом между неолитом и бронзовым веком.

Особенностью этих поселений являются «сваи»: хижины, построенные из соломы, дерева, тростника или других материалов, опирались на деревянную платформу, закрепленную на деревянных сваях, вбитых в дно или берег реки, озера, лагуны, болота, а иногда и даже на сухой земле.
Свайные поселения дают нам точное и подробное описание мира первых земледельческих общин. Они являются настоящими фотографическими снимками повседневной жизни доисторических людей, показывающих их способы обработки земли и разведения домашнего скота и демонстрирующих нам их технологические достижения.

Древние строители свайных поселений Альпийских гор использовали одну и ту же общую идею, однако они отличаются как местами расположения конструкций, так и методами строительства, которые варьируются в зависимости от характеристик почвы, климатических условий и конкретных потребностей жителей.

Иногда эти поселения возводились на сваях, укреплявших берег озера или реки, в других случаях сваи вбивались в дно водоема, и платформа крепилась над поверхностью воды. Помимо самих живописных и удивительных зданий огромный интерес представляют археологические находки: осколки керамики, наконечники орудий, лезвия инструментов, которые особенно ценны для изучения жизни обитателей свайных деревень.

СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ, доисторические поселения деревенского типа, расположенные на помостах, которые покоятся на сваях; впервые они были обнаружены в Альпах и в окрестностях этого горного массива. Такого типа поселки можно видеть и в наши дни – у примитивных племен, обитающих в устьях рек Амазонка и Ориноко, на Зондских о-вах (Калимантан, Новая Гвинея и др.), в Африке и других частях мира.

Прежде их принято было именовать озерными жилищами, поскольку они характерны для доисторических культур района альпийских озер. Большая часть их археологических остатков – в Швейцарии, но они обнаружены также в Савойе (Франция), в Северной Италии, в Верхней Австрии, в Словении и Боснии. Эти постройки подразделяют на два основных вида: 1) собственно озерное поселение, где ряд хижин установлен на помосте, опорой которого служат сваи, вбитые в дно озера, или этот помост лежит на гати из хвороста, которая удерживается такими же сваями; 2) болотное поселение, хижины которого размещены на помосте, уложенном прямо на болотистую почву.

Поскольку в озерной воде хорошо сохраняются многие вещества органического происхождения, которые в иной среде могли бы полностью разложиться, наши знания о материальной культуре озерных жителей довольно обширны. Обнаружены деревянная утварь, плоды, зерно и даже кусочки тканей. Во многих местах до сих пор сохранились остатки свай, вбитых в озерное дно; например, в ясный день их видно сквозь воду Невшательского озера; в засушливые периоды они кое-где просто выступают над поверхностью.

Озерные жители занимались рыболовством и земледелием, но у них были и одомашненные животные. В местах их поселений найдены зерна ячменя и пшеницы, льняное семя, бобы, косточки сливы и семена яблок, кости крупного рогатого скота, овец, свиней и коз. Эти люди плавали на челноках-долбленках, ставили ловушки и сети с грузилами, одежду ткали из свитых вручную шерстяных и льняных нитей; хижины плели из прутьев и лозы, обмазывали их глиной и крыли соломой. Хотя они еще пользовались кремневыми орудиями из сколотой гальки, чаще они применяли «отточенные» топоры из нефрита и серпентина. Такое рубило или тесло обычно вправляли в олений рог, к которому приделывали деревянную рукоять, а малые режущие наконечники вставляли прямо в рукоятку из дерева или оленьего рога. Широко использовались и кости животных – в качестве шил, лопаток, наконечников стрел и прочих предметов обихода.

Основное ядро культуры озерных жилищ образовалось в районе западных Альп. Известно более 125 таких поселений вблизи четырех крупных озер в кантонах Невшатель, Женева, Тургау, сообщалось о еще большем их числе в других кантонах Швейцарии – Цюрихе и остальных.

В восточных Альпах поселения эпох среднего и позднего неолита формировались скорее под непосредственным влиянием соседних земель, и хотя им присущи общие альпийские черты, по типу культуры эти восточные поселения существенно отличаются от западных. Наиболее изученные свайные городища восточного ареала находятся вблизи Альтхайма и Мондзе (Верхняя Австрия) и на территории бывшей Югославии – в болотах близ Любляны (Словения), у Вучедола (Славония) и в Доня-Долине под Баня-Лукой (Босния); последнее поселение существовало в конце бронзового века.

В 1854 году в Швейцарии, на Цюрихском озере, открыли поселения, частично стоявшие в воде. В дно мелководья вбивали сваи и на сваях ставили платформы. Иногда - для каждой хижины отдельно, иногда - для всего поселения. На некоторых поселениях сваи сразу поддерживают крышу и образуют каркас для стен. В общем, несколько близких технологий.

Четырехугольные дома в свайных поселениях разделялись на секции. В каждой секции, вероятно, жила семья.

У обитателей свайных построек уже была керамика. Они культивировали пшеницу, ячмень, просо, горох, чечевицу, бобы, пастернак, морковь, капусту, петрушку. Позже - еще полбу и овес.

У них были лен и конопля, и они умели изготавливать из них одежду. В Швейцарии находят чёсаный лен, нитки, куски плетеной и тканой материи.

У «свайников» была собака, свинья, коза, овца, корова. В самых поздних пбселениях появляется и лошадь.

Открытие свайных поселений стало крупным научным событием того времени. Его обсуждали, и не только в кругах узких специалистов. В книжке Д"Эрвильи про «доисторического» мальчика 1 главный герой прямо из пещер, где охотятся на зверей ледникового периода, попадает прямо в свайное поселение. Д"Эрвильи «слепил» две разные эпохи в своей книге, но свайные-то поселения были! Пусть намного более поздние, чем пещерная жизнь и охота на дикую лошадь.

Для ученых же чуть ли не основным вопросом было: а зачем вообще строились свайные сооружения? Огромная ведь работа, цель которой неочевидна.

Некоторые свайные поселения огромны - как Аль-пенка на Цюрихском озере - 40 тысяч квадратных метров, 4 гектара. Учитывая, что строилось все это каменными орудиями, работа была проделана просто невероятная.

Предположений, как обычно, очень много:

- «свайники» хотели быть ближе к воде, чтобы ловить рыбу;

Они очень боялись диких зверей;

Они поклонялись озерам;

Они плавали на лодках, лодки было удобнее причле-нять к платформе, чем вытаскивать на берег.

1 Д"Эрвильи Д. Приключения доисторического мальчика. М, 1966.

Есть и еще около сотни предположений разной степени легкого и тяжелого безумия. Одно из предположений, далеко не основное: «свайники» старались защитить себя от врагов.

Действительно: попробуй залезть на платформу свайного поселения, даже если стоит платформа недалеко от берега. Стоит втащить на платформу мостки, соединяющие ее с берегом, и пространство между берегом и платформой превращается в ров. А если платформа от берега далеко, даже с плотов высадить десант не так просто. Ведь на платформе любого врага с нетерпением поджидают энергичные люди с копьями и каменными топорами.

Появление свайных поселений говорит о том, что древние земледельцы хорошо понимали: у них очень даже есть что взять. Действительно, у охотника можно стащить разве что запасы мяса - и то зимой. Можно «при-хватизировать» еще запасы хорошего камня для орудий и сожрать самого охотника и членов его семьи. Прямо скажем, не так и много получается.

А вот земледелец имеет много чего... Запасы хлеба, бобов, проса... Того, что можно унести и долго хранить. Причем в совершенно любое время года. Да и скотину можно угнать. Одно дело - охотиться на здоровенного лося или зубра. Совсем другое - зарезать домашнюю корову.

Для защиты от кого сооружались платформы на озерах? От других земледельцев или от охотников, бродивших вокруг? Скорее всего, для защиты и от тех, и от других. Но земледельцы древней Европы были населением пришлым, по своим корням не местным. Южане, брюнеты с длинными руками и ногами, тощие и тонкие. Средиземноморская раса. Само по себе стремление «отгоро- диться» от окружающего мира, в том числе и поселившись на воде, очень характерно для «не местных». Всегда и у всех народов проходит много времени, пока переселенцы почувствуют себя уверенно на новой для них земле. Чайлд полагал, что во время «неолитической революции» население Европы сменилось полностью. Кто не ассимилировался в рядах пришельцев и не был истреблен, тот бежал в почти непригодные для жизни пространства Севера 1 . Вряд ли это справедливое мнение.

Еще в конце 1970-х годов немецкий ученый Хойслер доказывал, что «в Европе имело место непрерывное развитие культуры и населения вплоть до исторически засвидетельствованных индоевропейских языков и культур» 2 .

В пользу того, что население сменилось не полностью, говорит и внешний облик жителей Северной Европы - от неолита до нашего времени. Та самая нордическая раса. Как возникла в начале заселения сапиенсами Европы, так и живет себе до нашего времени. И во время «неолитической революции» тоже жила... Не во всей Европе, правда. В южной и в западной Европе смена населения имела место быть. В ней прежнее нордическое население то ли истребили, то ли быстро ассимилировали. Действительно, даже если сотни охотников будут перенимать у земледельцев их тип хозяйства, пришельцев все равно будет в десятки раз больше, чем их. Прежнее население быстро растворится среди пришельцев.

Но к северу и к востоку от Альп население вовсе не менялось! Прелесть палеогенетики в том, что она позволяет сравнивать организмы ныне живущие и любые останки организмов ископаемых. И устанавливать родство между ними.

Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М, 1952. "HauslerA. Die Indoeuropaisierung Criechenlands nach Aussage der Grab-und Bestattungssitten // Slovenska archeologia. 1981. ХХГХ. S. 61.

Выясняется: к югу от Альп живут люди, предки которых не жили в палеолитической Европе. Их предки уныло (а может, и радостно? Какая разница!) охотились на разнообразных зверей Северной Африки и Переднего Востока, собирали дикорастущие растения... Пока «неолитическая революция» не сделала их многочисленными и могучими.

А вот к северу от Альп живут те, чьи предки охотились на мамонтов, рисовали зверей и людей на стенах пещер, накидывали попоны на лошадей, превращали одноцветных туров в пятнистую домашнюю скотину.

Потом их предки бежали с затопленных Всемирным потопом земель на юг, осваивали новые экологические зоны и постепенно растеряли достижения эпохи палеолита.

Но в них, жителях Северной Европы, сохраняется капелька крови тех, кто пришел в Европу с Переднего Востока 35-32 тысячи лет назад. И тех, кто жил в Европе до них... Кровь создателей Торральбы, Драхенлоха, Терра-Аматы, Монте-Чирчео...

Неолит северян

В начале IVтысячелетия до Р.Х. в Северной Европе появляется огромная общность: культура воронковид-ных кубков. Культура эта возникает на той же территории, где обитали люди культуры маглемозе. Судя по всему, они были прямыми потомками этой культуры. В VI-V тысячелетиях до Р.Х. носители культуры маглемозе освоили начатки земледелия и начали разводить коров... Не все, а некоторые их группы, на севере Германии и в Дании.

В IV же тысячелетии до Р.Х. культура воронковидных кубков затопила громадные пространства от южной Швеции до Дуная и от Баварии до Польши, а в Ш тысячелетии - и до Волыни. Само название происходит от характерной формы одного из сосудов - кубка в форме воронки с шейкой. Есть в этой культуре и сосуды для хранения сыпучих тел и жидкостей - пузатые, с круглым или плоским дном.

Клады каменных топоров, шлифованные мопЛги и тесла, микролиты, вставленные в костяные серпы, доказывают: это культура каменного века.

Воронковидные кубки выращивали тот же набор культур, что и «свайники»: горох, чечевицу, фасоль, просо, ячмень, пшеницу.

На поселениях воронковидных кубков находят сараи и помещения для сушки хлеба, амбары на сваях, дома-полуземлянки. Такие дома очень не похожи на сооружения на сваях. Свайные длинные дома - все же для более южного климата. Дома воронковидных кубков - жилища людей, вросших в суровую землю, где бывает настоящая зима с морозами и устойчивыми снегами.

Покойников воронковидные кубки погребали в грунтовых могильниках, позже - под небольшими курганами. Во всех погребениях - люди той же, хорошо знакомой нам нордической расы.

Северная Европа не ассимилировалась в полчищах пришельцев с Переднего Востока. Нордическая раса поступила хитрее: сама перешла к земледелию и скотоводству. Без смены населения, даже без массовой ассимиляции. Она вышла на совершенно новый уровень развития культуры, не поступившись сама собой.

Глава 8 НАЧАЛО АРИЕВ

Неолитизация Европы породила индоевропейцев.

К. Ренфру

По мнению большинства серьезных исследователей, именно с культурой воронковидных кубков связано появление предкового праиндоевропейского языка. Был ли это язык одного небольшого народа, на котором заговорили и другие, близкие к нему народы Северной Европы? Был ли это язык, созданный специально для общения между разнокультурными и разноязыкими? Или язык одного из племен, принятый для общения между людьми одной общности? Ученые спорят об этом. Есть много мнений, и все они неплохо обоснованы.

Во всяком случае, именно в начале IV тысячелетия до Р.Х. начал распадаться, делиться на дочерние языки этот древнейший праязык. Язык-предок для всех индоевропейских языков, на которых сегодня говорит больше половины человечества.

Индоевропейцев стали так называть потому, что нашли общие черты между языками жителей Индии и Европы. Мы не знаем, как называли себя люди культуры воронковидных кубков. Мы знаем, что часть их потомков, завоевавших Иран и Северную Индию, называли себя ариями, арийцами. До сих пор спорят, что означает это слово. То ли «лучший»... То ли «свободный»... То ли «лучший» и «свободный» одновременно...

Всех индоевропейцев не совсем правильно называть арийцами, да что ж поделать? Другие слова нам неизвестны.

Праиндоевропейский язык, язык воронковидных кубков, отражал реалии земледелия и скотоводства. Ворон-ковидные кубки стали земледельцами и невероятно размножились: теперь на небольшой территории могло жить очень много людей.

Как и все земледельцы, арийцы скоро заселили все, что могли, освоили свою исконную территорию. Им стало тесно, они начали искать новых земель для расселения. Желательно с похожим климатом и природными условиями. В отличие от жителей Переднего Востока они умели жить и вести земледельческое хозяйство в умеренном климате. В том же IV тысячелетии до Р.Х. из Северной Европы вырвался протуберанец - часть индоевропейцев ушла на Балканы и в Причерноморье. Эта «южная группа» арийцев затопила южнорусские степи. Возможно, там еще доживали свой век пока не доеденные мамонты и шерстистые носороги... Арии прошли мимо них, раскалываясь по дороге. Часть их осталась на Балканах и постепенно проникала в Малую Азию, Другие затопили Северный Кавказ, перевалили Кавказский хребет и начали осваивать Армянское нагорье и проникать в ту же Малую Азию.

Часть из них дошла до Южного Урала, а потом несколькими волнами затопила Западную Сибирь до Енисея и Казахстан.

Другие проникли в Иран, заселили его и двинулись в Северную Индию. Само слово Иран, кстати, и означает «страна ариев».

Во II тысячелетии до Р.Х. из Европы вырвались новые племена индоевропейцев. Они затопили Восточную Ев- pony, дошли до Сибири и вместе с первыми индоевропейцами «южной» группы проникли до самого Китая. До мутно-желтых вод излучины Хуанхэ, где кончаются мус-сонные леса и начинается привычная для ариев, любимая ими степь и лесостепь. .

В самой Европе они тоже вовсе не сидели спокойно. Во II и начале 1 тысячелетий до Р.Х индоевропейцы заселяют Скандинавию, Западную Европу, Апеннинский полуостров, Балканский полуостров, Британию и Центральную Европу. Уже в исторические времена часть ариев вторично завоевывает Прибалтику и Восточную Европу - балты и славяне.

Просмотров