Святыни православной грузии. Грузия Церкви и монастыри грузии

Тбилиси — многонациональный грузинский город с огромным количеством церквей и храмов. Здесь находятся не только великолепные древние православные церкви, но и величественная мусульманская мечеть «Джума», и пара просторных иудаистских синагог.

К сожалению, у нас было слишком мало времени отведено на , в результате чего осмотреть удалось лишь небольшую часть храмов города. Хотя, это наверное и к лучшему, ведь мы обязательно вернемся, чтобы дополнить недостающую информацию и узнать Тбилиси получше.

Столичные храмы показались нам одними из лучших грузинских церквей. В них было уютно, спокойно и умиротворенно. Особенно сильное впечатление произвел или Цминда Самеба, как его часто называют местные.

Обо всех храмах, которые нам удалось посетить в Тбилиси или узнать о них что-нибудь интересное мы и поговорим в этой статье.

Единственную мечеть Тбилиси очень хорошо видно с крепости Нарикала. Она отличается от подобных строений своим необычным видом. Рядом с мечетью расположены серные бани.

Успенская церковь или храм Метехи, устроившийся на скале над речкой Кура, многое успел пережить и увидеть. Изначально, на холме еще в V столетии возвышался замок и храм основателя Тбилиси, Вахтанга Горгасали (и сейчас, под церковью, можно увидеть памятник мудрому царю). Спустя годы, во время нападения монгол, в 1235, Святыня была уничтожена. Под конец XIII века церковь заново отстроили, использовав квадратные каменные глыбы. А в XV веке ее опять разрушили, персы.

Снова возвели храм в XVI столетии, а со второй половины XVII и практически до середины XVIII века ему суждено было вынести тяжелую судьбу порохового склада. Лишь в 1748 году по приказу царя Ираклия II церковь восстанавливают (стены и купол). Именно в таком виде он дошел до наших дней.


Во время нашего посещения храма Метехи, его фасад активно реконструировали. Недалеко от церкви находится конный памятник Вахтангу Горгасали.

В начале XIX столетия рядом с храмом были построены тюремные казематы на месте уничтоженных крепостных стен. С приходом советской власти сносят места заключения, оставляя храм Метехи в покое. Правда, ненадолго.

Сам Берия намеревался сравнять церковь с землей. Против этого замысла в 1937 году выступил талантливый грузинский художник, Дмитрий Шеварнадзе, который сумел отстоять храм, за что и поплатился своей жизнью.

С 1966 по 1967 года вокруг церкви происходят изменения: территорию приводят в порядок, ставят конный памятник Вахтангу Горгасали. А в 1974 внутри храма обустраивается молодежный театр. В это время были полностью убраны перегородки, поставлена сцена и оборудован зрительный зал на 100 человек. Церковные полномочия были переданы храму в 1988 году. С тех пор и до сегодняшнего момента он является действующим.

Любопытные факты

В храме хранится целебная икона святой Шушаник (V век), которая якобы исполняет наиболее заветные желания. Сама великомученица (согласно легенде) похоронена внутри Успенской церкви.

По неподтвержденным данным считается, что внутри храма могла молиться царица Тамара в 1195 году.

Территория церкви очень приятная, тенистая, ухоженная и уютная. Здесь часто можно увидеть прихожан. С площадки за церковью хорошо видно реку Кура и старую часть Тбилиси. Стоит вспомнить, что сейчас храм Метехи официально считается памятником культуры Грузии.

Добраться к Успенской церкви можно (станция «Авлабари»), на общественном транспорте (автобусы под номерами: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102), остановка «Площадь Европы» или пешком — прогуляться по Спуску Метехи. Открыт храм каждый день с 9:00 до 17:00.

Церковь Кашвети или храм Святого Георгия — небольшая православная церковь, единственная оставшаяся на главной улице города, 9. Внутри всегда есть прихожане не зависимо от дня недели. Что особенно «подкупает», так это необычно приятная церковная атмосфера царящая повсюду на территории храма.


Церковь Кашвети, расположившаяся на самой посещаемой улице города — проспекте Тбилиси, имеет свою историю и помнит множество событий, связанных с историческим прошлым столицы.

Воздвигнутая на месте ветхой церкви (на этом же месте с 1753 года располагалась необычная для Грузии тех времен церковь, в архитектуре именуемая как тетраконх), Кашвети сумела завоевать любовь и признание не только туристов, но и жителей Тбилиси.

Строили ее в общей сложности 6 лет — с 1904 по 1910, сделав похожей на древний храм Самтависи. Спонсорами выступили несколько знатных семей и грузинские предприниматели. Самое интересное, что постройкой и оформлением храма занимался интернациональный коллектив, состоящий из немца (архитектор), итальянца (строитель) и братьев-грузин (резчики по камню). Расписывали церковь гораздо позже, через 35 лет после постройки. Фресками, которые и сейчас можно увидеть в храме, занимался Ладо Гудиашвили.

В сложные для грузинской церкви времена, когда советское правительство ликвидировало религиозные объекты, храм Кашвети едва устоял благодаря своевременному обращению одного из мастеров, занимавшегося строительством, к своему другу.

Церковь Святого Георгия расположена напротив бывшего здания парламента Грузии, поэтому в 1989 году, во время разгона митинга, ей пришлось приютить в своих стенах раненых. А в 1991 на территории храма и вовсе происходили страшные вещи — велся обстрел парламента.

Интересно узнать: странное имя «кашвети» церковь приобрела не случайно. По преданию, на этом самом месте еще в VI веке был жестоко оклеветан ассирийский отец Давид, распространяющий христианство в Грузии. Беременная монахиня назвала его отцом ребенка, а он в свою очередь, предсказал что все станет на свои места, когда она родит камень. В итоге так и случилось, а местность назвали ква (камень) швети (шва-родить). Кстати, здесь же позднее был построен храм, который регулярно разрушали и возводили еще до 1753 года.
Сейчас внутри церкви хранится чудотворная икона Святого Давида. К ней может обратиться любой желающий.

Добраться до церкви Кашвети можно пешком, на автобусе или на метро. Подходящие номера маршруток: 4, 6, 10, 14, 20, 23, 31, 33, 37, 42, 46, 61, 80, 87, 88, 92, 95, 103, 106, 112, 124, 140, 150, остановка так и называется «Церковь Кашвети». Соответствующая станция метро именуется как . Храм открыт с 9:00 до 19:00. Обязательно обратите внимание на чудесную роспись алтаря.

Сионский собор или в простонародье Сиони хорошо виднеется с башни Нарикала и . Храм этот очень древний и обладает своей уникальной историей. Название церкви — дань Успенскому храму на горе Сиони в Иерусалиме.

На месте нынешнего собора еще в VII веке располагалась церковь, которую безжалостно разрушили арабы. Позднее, приблизительно через 400 лет, ее отстроили заново. До 1817 года Сиони множество раз подвергался «гибели и воскрешению». Так, в 1236 году церковь уничтожили хорезмийцы, в 1522 — шах всего Ирана, а в XVII веке шах Персии, Аббас. Но наиболее сокрушительными для Сиони оказались землетрясение в 1668 и разрушительный пожар в 1795 году, устроенный шахом Персии, Ага-Мухаммед-ханом.


К сожалению, в Сионский собор нам не получилось попасть за этим посещением Грузии. В следующий раз обязательно заглянем, ведь в нем хранится важная реликвия всей страны — крест Святой Нино.

Нынешний облик собора является сборным отражением его жизни и стойкости, веры в него людей, работающих над восстановлением храма. Считается, что относительно современный вид церковь приобрела в 1710 году, когда ее стены покрыли туфом. Во второй половине XIX столетия храм преобразился и наполнился новыми фресками (вместо сгоревших в 1795). Под конец XX века Сиони реконструировали. На территории храма располагаются сразу две звонницы: первая датируется XV веком (была разрушена и заново отстроена в XX столетии), а вторая более новая и «современная», созданная в 1812 году.

Собор особенно ценен в Грузии своей уникальной реликвией — крестом Святой Нино, сплетенным из виноградной лозы и скрепленного ее волосами. До 2006 года (появления Цминда Самеба) Сиони являлся главным кафедральным собором.

Посетить храм можно в любой день, с 9:00 до 17:00. Находится он в старой части Тбилиси, на улице Сиони, 3. Недалеко от церкви есть остановка общественного транспорта. Подойдут номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102. Остановка носит одноименное название с храмом, «Церковь Сиони».

Есть на территории Тбилиси и мечеть «Джума» или «Пятничная» мечеть, единственная сохранившаяся в городе. Построили ее еще в первой половине XVIII века османы и вскоре, буквально через несколько лет, разрушили персы. Начиная с 1846 и по 1851 года мечеть кропотливо восстанавливали, а уже в XIX столетии вновь уничтожили. После этого, дом молитвы возвели снова и в таком виде он дошел до наших дней. За свою историю мечеть уже два раза реставрировали: первый — в 1998 и второй — в 2016 году.

Интересный факт: в мечети мирно уживаются шииты и сунниты, а сам дом молитвы стоит рядом с православной церковью, синагогой и армянским храмом. Внутрь мечети мы не заходили, но внешний вид нас впечатлил. Строение бросается в глаза каждому своей необычностью и оригинальностью.

Находится мечеть на склоне около , на улице Ботанической, 32. От остановки общественного транспорта нужно будет еще несколько минут прогуляться в глубь города. Соответствующие номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102, название остановки — «Абанотубани».


Церковь Святого Николая выглядит новой и современной на фоне других храмов города. Все дело в том, что ее недавно отстроили и «вернули к жизни».

О церкви Святого Николая , находящейся около крепости Нарикала, известно совсем немного. Воздвигли храм в XIII столетии. Но использовался он по назначению только до момента вступления Грузии в Российскую империю, когда постепенно в церкви прекратились службы и собор превратили в пороховой склад. Продолжалось разрушение здания до 90-х годов прошлого века. По странному стечению обстоятельств в бывшую церковь попала молния и было решено возвратить храму его первоначальный облик. Современный собор Святого Николая сохранил в себе малость от древнего — лишь небольшие части в стенах. Внутрь можно свободно зайти и осмотреться. Перед храмом есть необходимый «инвентарь», если Вы одели слишком короткую юбку или пришли в кофте с декольте. Добраться можно пешком, гуляя по старой части города или с помощью

«На склоне высочайшей вершины Грузии - горы Казбек находится Бетлемская пещера, в которой расположен знаменитый монастырский комплекс Бетлеми. Первым заметил возле вершины горы вход в пещеру, зак...»

«Возле подножья Казбека, на высоте 2170 метров над уровнем моря в окружении великолепной природы находится Дарьяльский монастырь - одни из древнейших в Грузии духовных центров. Есть легенда, согл...»

«Сиони является главным историческим храмом Тбилиси и вторым по значению в Грузинской православной церкви. Его назвали в честь горы Сион, а освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен...»

«На проспекте Руставели, напротив здания парламента находится православная церковь Святого Георгия - Кашвети. Она строилась в 1904-1910 годах по проекту местного архитектора Леопольда Бильфельда,...»

«В исторической части Тбилиси находится построенная в XIII столетии армянская церковь Святого Георгия. Она является одной из самых старых армянских церквей грузинской столицы, а к настоящему времени &n...»

«Из правобережной части Старого Тбилиси лучше всего видна желтовато-серая скала, отвесно обрывающаяся к реке. На ней красиво смотрится построенная в XIII столетии Метехская церковь, ставшая для многих...»

«Недалеко от Кутаиси, возле живописного ущелья, на поросшей бурной растительностью горе прячется монастырь Моцамета, хранящий останки мучеников Константина и Давида, которые погибли за веру в Христа. М...»

«В Тбилиси на Мтацминда (Святой горе) находится пантеон, где похоронены общественные деятели, национальные герои, артисты, учёные и литераторы Грузии. Этот некрополь находится на склоне горы Мтацминда,...»

«В юго-западной части Тбилиси находится гора Мтацминда (что означает «святая гора»). Такое название за горой закрепилось примерно в X столетии. На её вершине находится купольная церковь Мам...»

«Церковь Карапи, посвящённая святому Георгию, находится в Клдисубани - одном из старейших районов Тбилиси. До 1991 года она относилась к Армянской апостольской церкви, а затем перешла под контрол...»

«Неподалёку от древнего города Мцхета расположен столь же древний Шио-Мгвимский монастырь, стоящий в узком ущелье между известняковых скал на северном берегу Куры. Отсюда около 30 километров до Тбилиси...»

«Между Ахалцихе и Боржоми находится уникальная архитектурная достопримечательность - Зелёный монастырь, построенный в начале X столетия. Это одно из самых древних мест для поклонения в Грузии. Н...»

«С каждым годом растёт число паломников, направляющихся в монастырь Святого Креста - Джвари. Находится он на вершине горы в живописной местности Мцхеты. В отзывах туристов упоминаются строки поэт...»

«В Кахетии в паре километров от Сигнахи стоит православный монастырь Бодбе, в котором хранятся останки Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии. Она умерла в 347 году в возрасте 66 ...»

«У подножия Казбека, на высоте 2170 м находится Троицкая церковь. Рядом проходит Военно-Грузинская дорога, на правом берегу притока Терека Чхери стоит деревня Гергети, а прямо под церковью находится по...»

«Изначально расположенный в Тбилиси Девичий монастырь подчинялся Армянской апостольской церкви, но в конце прошлого века его присвоила себе Грузинская православная церковь. Построен он был по инициатив...»


Сегодняшний день выдался солнечным, но холодным и ветренным. Но разве это имело хоть какое-либо значение? Ведь именно сегодня предстояла поездка в древнюю Мцхету - первую столицу православной Грузии. Необходимо отметить, что Грузия - страна с древними христианскими традициями. Согласно преданию, свет веры Христовой в Иверии возжгли в на заре новой эры святые апостолы от двунадесяти Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вера прочно укоренилась на благодатной иверской земле, ставшей уделом Пресвятой Владычицы Богородицы.

К IV веку в Грузии уже были достаточно большие христианские общины, возглавляемые епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.


Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335).


В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии - Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.


Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Джорджией или Георгией.


Глубоко почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.);


преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) - один из основателей грузинского монашества;


епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие;


Евфимий Святогорец, ученый ино, подвизавшийся на Афоне, - в грузинском Иверском монастыре он перевел с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии;


святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), которая строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.


Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».


Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности. Расскажем об основных из них.


Мцхета, Грузия. Древняя столица Грузинского царства

Древняя столица Грузии Мцхета – святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, расположенной в 20 км от Тбилиси, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Именно сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господень.


Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главные объекты, привлекающие туристов и паломников: собор Светицховели, один из самых древних и почитаемых храмов – и старинный живописный монастырь Джвари – уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.


Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек – Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.


Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.


Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности».

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов.


Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.


В эпоху Средневековья Мцхета была значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны.


Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса – Патриарха всей Грузии.


В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Монастырский храм Джвари, увековеченный в литературе Михаилом Лермонтовым (поэма «Мцыри»), - древнейший культовый памятник, построенный на заре грузинского христианства в VI веке (585- 604 г.г.).


Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста.

Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.


«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» - таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. Обрушенные каменные стены ограды с входными арочными проемами и сам храм – величественный и строгий.


Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.


Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Внутри церковь декорирована мозаикой, которая дошла до наших дней только в фрагментах. В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.


Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви – две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты. На ветреных склонах у Джвари растет дерево Желаний, на который паломники завязывают ленточки, загадывая желания.
В 1996 году мужской монастырь Джвари возобновил свою деятельность.


Посетите этот замечательный край, подышите многоцелебным воздухом гор, приложитесь к уникальным святыням, - и сердце навсегда останется здесь


Продолжение следует. Читайте наши публикациями.
Ваша Татиана Лазаренко

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1540 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики (хотя и приблизилась к ней), барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Можно условно разделить историю архитектуры на несколько фаз: 1. Ранняя эпоха (до Х века), 2. Переходная (Х век) 3. Классическая и 4. Поздняя.

Из сохранившихся храмов самый ранний и точно датированный был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси .

Остатки зороастрийского храма в Некреси

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится трехнефная или двухнефная базилика. Если разделить пространство на три части стенами, то получится так называемая трехцерковная базилика .

Базилика - исторически самая ранняя форма храма. Существовала ещё форма ротонды , но такие встречаются только на территории Кавказской Албании и в Болгарии. В Грузии ротонд не строили никогда. В VI веке в мире появляются храмы крестового типа, которые обычно имеют купол, то есть, являются купольными . Со временем доминирующим станет крестово-купольный храм, по грузински - ჯვარულ-გუმბათოვანი (джварул-гумбатовани ).

IV - V века

Эти два века обращуют свой особый период «раннехристианских» храмов. Некоторые храмы того времени имеют расплывчатую датировку и могли быть построены как в IV, так и в V веке.

Из хроник известно, что в последние годы IV века царь Трдат построил храм в Рустави и храм в Некреси. Про первый ничего не известно, а последний ассоциируется с обнаруженной в 1998 году базиликой Чабукаури .

Где-то в V веке, в середине или начале века, в Кахетии была построена базилика Долочопи , которая впоследствии разрушилась и лишь недавно был раскопан её фундамент. Чабукаури и Долочопи - два храма одного размера, построенные недалеко друг от друга на самом краю Иберийского царства. По ним можно делать выводы о том, как строили в Алазанской долине, хотя для таких выводов пока мало данных.

Обнаружение храма Чабукаури поставило под сомнение эту теорию, а обнаружение Долочопи полностью её забраковало.

Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным самтависским собором .

Почти одновременно с атенским храмом, ориентировочно в 626 - 635 годах строится собор в селе (или городе) Цроми. Цромский собор - это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное - он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи.

Других храмов тех же лет в Грузии нет, зато их немало в Армении. Почти одновременно с Цромским собором строился армянский храм Святой Гаянэ в Вагаршапате , а чуть позже - собор Эчмиадзин , оба с подкупольными столбами, как и Цроми. Можно только гадать, откуда взялось такое внезапное увлечение подкупольными столбами и кто же первый придумал такое новшество.

Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии - в армянском Вагаршапате усилиями католикоса Нерсее (халкидонита) будет построен храм Звартноц . Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии.

Базилика в Дманиси

В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики.

В западной Грузии в эту эпоху был построен собор Дранда , который очень похож на тетраконх, но всё же не является таковым в строгом смысле слова.

Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня - сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Видимо, до хрисианизации в Закавказье было построено много зороастрийских храмов с такими куполами. Ни один из них не сохранился.

VIII - IX века

Это своего рода «темный век» грузинской архитектуры. В 735 году арабский полководец Мерван прошелся по стране, разрушая все подряд. Эффект был подобен монгольскому нашествию на Россию - строительство прекратилось надолго. В центральной Грузии образовался Тбилисский Эмират , который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.

Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети - но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.

Странное исключение из общего правила: в 777 году в центральной Грузии был построен большой Сионский Собор в Самшвилде . Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов.

К кахетинским храмам того времени относится странный двухкупольный храм Квелацминда (Всех Святых) около Гурджаани.

Интересно, что к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в монастыре Икалто . Если датировка верна, то это первый (или почти первый) храм с классическом грузинском стиле. То есть, с высоким барабаном и высоким шатром.

В VIII веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в монастыре Некреси , храм Кветера на месте несуществующего сейчас города, Руисский собор и небольшой храм в монастыре Убиса в Имеретии. Впрочем, Кветера обычно датируется первой половиной X века. Этот храм заметно отличается от всех современных ему храмов. Он изящнее всего, что строилось в ту эпоху. Он очень близок по типу к собору Ниноцминда.

VIII век стал "темным веком" грузинской архитектуры. Центр региона занимал Тифлисский эмират, на западе Кахетия еще не накопила ресурсов, так что строили в основном на западе, в Абхазском царстве. Примерно в 819 году, всего через 10 лет после переноса столицы в Кутаиси, царь Феодосий II строит в Хони собор Святого Георгия в виде базилики. Он сохранился по сей день, хотя и забыт почти всеми.

В 842 году в Византии было побеждено иконоборчество. Существует много теорий о том, как это могло повлиять на дальнейшее развитие архитектуры. В Грузии визуальным символом тех лет стал храм Акура , построенный в 855 году.

Но гибель иконоборчества повлияла как минимум на интерьеры. Возникла мода устанавливать иконы между столбами, отгораживающими алтарную апсиду. Так возникла алтарная перегородка, которую сейчас можно видеть в подавляющем большинстве храмов Грузии. Эта же мода потом пришла и в Россию, но там она с XIV века стала усложняться и привела к появлению иконостаса.

X век
В X веке началась новая эпоха. Тбилисский эмират уменьшился в размерах, образовались новые армянские и грузинские государства, и сразу же стали появляться храмы. Технологии, похоже, заимствовались у армян, которые к тому времени накопили побольше опыта в этом деле. Около 915 года кахетинцы завоевывают царство Эрети (еще монофизитское) и превращают Кахетию в мегаимперию, которая тянулась от Дарьяльского ущелья до Шеки. Примерно между 915 и 918 годами кахетинский царь Квирике строит весьма большой по тем временам храм в монастыре Хирса . Этот храм дожил до неших дней в сильно перестроенном виде.

Период Х века нежно любим исследователями архитектуры. Это была эпоха экспериментов и поисков. Каноны ещё не устоялись, поэтому почти каждый храм той эпохи уникален. Все необычные храмы построены именно в эту эпоху.

Первым архитектурным экспериментом стала перестройка храма в монастыре Ишхан , который построили армяне в VII веке, но он сильно пострадал в арабскую эпоху. Вслед за этим был восстановлен собор Бана - вроде бы тоже построенный армянами. Уже после этого начинается бурное строительство. Причём сразу везде, включая Абхазию.

Почти все храмы в Тао-Кларджети относятся именно к этому периоду. После 950 года строится монументальный собор в Ошки , первый из четырех "Великих Кафедралов". До 978 года появляется храм в Пархали, в то же время - монастырь Хахули . В середине века был построен храм Долискана и в неопределенный момент века - храм Отхта в виде базилики. Сейчас все эти храмы находятся на территории Турции.

В это же время началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресурсов для любых проектов. Вплоть до того, что абхазские цари засылали миссионеров на Северный Кавказ и строили там храмы. Если кто слышал про Зеленчукский храм (Св. Георгия) в Карачаево-Черкесии, то это один из них.

В середине века перестраивается Успенский Собор в монастыре Чкондиди , в 950-е годы - Успенский Собор в селе Моква (сейчас район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит храм Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. В том же веке, или в начала или в конце, был построен и храм в селе Лыхны . Это были лучшие годы абхазской архитектуры - такого количества храмов в этом регионе не строили никогда после. Царство Картли находилось в то время в подчинении Абхазского царства, и в 960-е годы в селе Дирби был построен небольшой однонефный храм, который превратился со временем в монастырь Дирби . Кризис 970-х годов сильно тряхнул Абхазское царство и привёл к смене династии с абхазской на грузинскую, но традиции не угасли - первый царь новой династии построил Успенский Собор в абхазском селе Бедия.

Эта эпоха породила так же несколько странных исключений из общей схемы. В Кахетии, на территории не существующего ныне города Бочорма был построен храм Святого Георгия в виде шестиапсидного здания. Примерно в те же годы построен ещё один шестиапсидный храм - собор в Кацхи .

Тромпы и паруса

Х век стал в архитектуре важным пограничным веком. В это время вымерла такая архитектурная деталь, как тромп. Это такая маленькая арочка, которая превращает четырехгранник храма в восьмигранник и позволяет построить купол. Например, купол храма Теловани (VIII или IX век) стоит на классических тромпах. В Х веке постепенно появляются паруса . В храмах Х века тромпы остаются просто в силу привычки. Они едва заметны и не функциональны. Примеры таких храмов - Долискана , Кацхи , и Бочорма .


Если вы видите храм VIII века и ранее, то он всегда будет на тромпах, если XI и далее, то всегда на парусах, а если храм IX - X веков, то ту всё непредсказуемо.

XI - XII - XIII

В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено всё великое и знаменитое. В 978 году царь Картли получает по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчиняет Кахетию и завершает объединение Грузии. Сразу же начинаются стройки. Про собор в Бедия мы уже говорили. Через несколько лет, в 1003 году возводят грандиозный храм Баграта в Кутаиси . В 1010-1014 годах строится храм Никорцминда , не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. У этого собора уникальная для Грузии планировка - он имеет пять апсид. Примерно как Кумурдо, но в несколько иной композиции.

Никорцминда

Примерно тогда же сооружается храм Марии в монастыре Кинцвиси , который сейчас сильно порушен.

Вроде бы именно в это время возводится Метехский собор Рождества Богородицы в центре Тбилиси. Почему-то обстоятельства появления этого заметного храма, как и точно время его постройки, уже утратились.

В XIII веке пришли монголы, но до их появления успели построить довольно много. Причем мода на грандиозное прошла. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции: монастырь Бетания , храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в монастыре Кинцвиси , храм Богородицы в Метехи, монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье, монастырь Питарети и собор Эртацминда в одноимёном посёлке. И под самый конец эпохи последние два творения: монастырь Гударехи и монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней (1278 года), второй - резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы.

Гру́зия (груз. საქართველო , Сакартве́ло) - государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица - Тбилиси . Государственный язык - грузинский.

Крупнейшие города

  • Батуми
  • Кутаиси

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь , груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია ) - автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес - главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов. Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI-VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI-XVIII вв.) - с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 - 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года - Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [- Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святые

Святыни

Храмы

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი - животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898-1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е - передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Монастыри

Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)

Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).

Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь

Просмотров