В каком городе находится дворец топкапы. Дворец топкапы

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    В 1479 году по приказу султана Мехмеда был построен дворец Топкапы, который вплоть до середины 19 века был главной резиденцией турецких падишахов. Сегодня он является одним из самых богатых музеев мира и одной из излюбленных стамбульских достопримечательностей.

    Дворец Топкапы возведен на месте более древнего дворца византийских правителей, у самого побережья Мраморного моря.

    «Топкапы» (иногда произносят Топкапи) переводится как «пушечные ворота», название это не случайно, так как каждый раз, когда султан покидал свою резиденцию, должен был раздаваться пушечный выстрел.

    Что посмотреть

    Топкапы - это целый дворцовый комплекс площадью в семьсот тысяч квадратных метров, состоящий из четырех отдельных дворов, протянувшихся на пять километров. Здесь располагались приют, казначейство, диван (что-то вроде турецкого правительства), оружейный склад (расположенный в здании церкви Св. Ирины, главного собора константинопольских князей), пекарни, конюшни султана, роскошный сад и цветочные террасы с фонтанами, в некоторой отдаленности находился Изразцовый дворец, где жили наложницы.

    Обслуживающий персонал дворца насчитывал около пяти тысяч человек - на одной только на кухне работало свыше тысячи человек.

    Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

    Архитектура

    Архитектура дворца достаточно разнообразная, здесь смешались различные стили, ведь дворец неоднократно разрушался вследствие пожаров или землетрясений, а потом его заново отстраивали, каждый раз внося определенные коррективы. В 1856 году в Стамбуле была возведена новая резиденция, которая отвечала духу времени и несколько уступала по колориту дворцу Топкапы, но с тех пор здесь жили только жены некогда первых государственных мужей. В 1924 году, когда Турция приобрела статус республики, дворец превратили в музей.

    Интерьеры и коллекции

    Теперь здесь представлены экспонаты, которые некогда были гордостью турецких падишахов. В частности в музее можно увидеть едва ли не самую уникальную коллекцию фарфора - всего двенадцать тысяч предметов, в числе которых изделия из белого фарфора, единственные в Европе. Также здесь представлена различная кухонная утварь, столовые предметы из серебра, драгоценные украшения султанов и их жен, и даже троны из ценных пород дерева, полностью покрытые золотом, украшенные слоновой костью, жемчугом и другими драгоценными камнями.

    В виду отсутствия места в музее Топкапы выставлены только самые ценные экспонаты коллекции, всего же их более шестидесяти тысяч (богаче наследство оставили после себя только династии Романовых и Габсбургов). Помимо этого здесь также находятся мощи Иона Крестителя, посох Моисея, перед которым, по преданию, расступились морские глубины, меч Давида и жаровня Авраама.

    Как попасть

    Работает музей с 9:00 до 19:00 в летнее время и до 16:00 зимой, выходной - вторник. Стоимость входного билета - 60 YTL; гарем - 35 YTL.

    Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

    Если б я был султан, я б имел трех жен! По закону султаны могли иметь официально 4 жены, но официальных браков они не совершали. Нарушил эту традицию султан Сулейман, женившись на наложнице Росколане. На фото - покои султана, если не ошибаюсь, то Мурада III.

    Первые 50 лет существования дворца Топкапы он был лишь рабочей резиденцией султанов, а Гарем находился за пределами дворцового комплекса, на площади Баязид (до сегодня не сохранился). Роксолана же добилась переноса гарема в султанский дворец, чтобы быть ближе к султану. Это строительство в начале 16 столетия стало крупнейшей перестройкой Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем. Потом каждый султан что-то достраивал по своему желанию как во дворце, так и в Гареме в частности.


    Когда ты только входишь на территорию Гарема, первым делом попадаешь в место, где жили чернокожие аги - (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов, отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца, где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.


    Вот за этими колоннами слева и справа были их комнаты, в одной из них даже есть экспозиция с двумя евнухами. Их порой насчитывалось до 400 человек. Черными их брали в Топкапы специально, дабы различить их возможных детей, которых они могли сделать с наложницами. Странно, как только они могли их сделать, ведь были кастрированными? Но видать береженого Бог и перестраховывались дважды.


    Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя. Пока в 19 веке очередной султан не решил воздвигнуть более современный дворец с живописным видом на Босфор, в который впоследствии и переехал из дворцового комплекса Топкапы - в дворец Долмабахче. Я там тоже побывала, о нем расскажу позже, это уже европейского типа дворец, не имеющий ничего общего с Топкапы.

    А это на фото Дворик рабынь, знаменитый по сериалу "Великолепный век". Его восооздали практически идентичным. Тут слева хамамы, их кстати, насчитывалось 8. Легкой жизнь в Гареме назвать трудно... Когда звучал утренний призыв к молитве, все женщины должны были встать и отправиться в хамам (баню). За купанием следовал быстрый завтрак, а затем начиналась работа гарема. Его обитательницам преподавали уроки музыки, религии, вышивания, чистописания, классических искусств. Их учили разным языкам. Все было очень дисциплинировано. По существу, на развлечения времени не оставалось.


    На самом деле, в султанском гареме было рабынь было не так то много, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение. Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя. А рабынь заставляли принять мусульманскую веру и тоже меняли им имена. Солнечного света они видели маловато...


    Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана по Золотому Пути, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась. А проходила наложница к султану вот по этому коридору - Золотому Пути то есть.


    Табличка о Золотом Пути. По праздникам султан разбрасывал тут золотые монеты для своих наложниц.

    На самом деле слово "Гарем" означает защищённый, неприкосновенный и запретный. Если раньше ни одна чужая нога сюда не ступала, то с 20 столетия ничего запретного в Гареме уже нет. Правда, большинство комнат до сих пор на реконструкции, туристам показывают лишь малую часть. Некоторые туристки в Гареме обезьяничают, залезая в печку)))

    В этом месте не было места неформальному, фамильярному поведению, все обращались друг к другу согласно строгой системе правил, применявшихся также к общению между матерью и ребенком. За моей спиной комната валиде-султан, матери султана. Мать всегда вставала при виде своего сына-наследника, независимо от его возраста, и обращалась к нему «мой лев». В его отсутствии она называла его не иначе как "уважаемый господин"


    Валиде была по сути хозяйкой всего этого женского царства,самой высшей ступенькой всей иерархической лестницы гарема. Этот титул носили матери 23 из 36 султанов, остальные скончались до того, как их сыновья взошли на престол. Через несколько дней после вступления сына на трон мать во время церемонии "валиде алайи" переезжала из Старого дворца в Топкапы. В гареме ей было отведено более 40 комнат, личный двор для прогулок и большое количество прислужниц. На фото - окна, выходящий во дворик валиде-султан.


    Жалко, что туристов не пускают на 2-й этаж Валиде-султан, мне кажется там много интересного... В Гареме, кроме султана, его рабынь, евнухов, сестер, дочерей и матери, также жили шехзаде (принцы), у них были свои личные покои. Всем этим шумным семейством они тут отмечали праздники, устраивали интриги, ели, веселились и кое-кто предавался любви)))


    Площадь Гарема составляет 6700 м2, тут находится 7 уровней, 300 комнат, 46 туалетов, 8 бань, 2 мечети, 6 кладовок для съестных припасов, бассейн, больница, а ещё по одним данным, тут располагалось 4 кухни. Каждая комната имеет свой дизайн, очень красивые стены, выложенными плитками из Изника и расписные потолки.




    В Изнике плитку создавали для очень многих известных зданий Стамбула, к примеру, ею украшена внутри Голубая мечеть. Со временем это ремесло перестало приносить доход и фабрика закрылась. В наше время снова можно купить изникскую плитку, фабрику возобновили, есть где-то на Ютубе интересное видео оттуда.



    На фот внизу - Двор с комнатами фавориток, с видом на Стамбул и Галатский мост. Если наложница беременела, то она переводилась в разряд счастливых — икбал. После рождения ребенка она получала статус жены султана. Ей полагалась отдельная комната и ежедневное меню из 15 блюд, а также множество рабынь-служанок. Только одной из жен султан мог дать титул султанши, сын которой мог наследовать трон. Все наложницы и рабыни гарема, а также остальные жены были обязаны целовать подол платья султанши. Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Cултанша, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной, пример с Роксоланой мы знаем.

    Это фото нагло стырила из Википедии, еще это место вы увидите на видео в конце ролика, он опубликован в конце. Кстати, сюда выходили и окна из комнат шехзаде, на фото не видно их.


    Главный евнух составлял расписание и заносил в специальный дневник каждое "восшествие на ложе". По-нашему это называется немножко иначе - "свечку держал"))))))) Но были и те девушки, которые в жизни не попадали в покои султана. По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа из своих придворных или из купцов и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

    Экскурсии в Стабуле на русском языке

    Хотите окунуться во времена Османской империи? Послушать от гида рассказ о главных мечетях Стамбула, о дворцах султанов и его наложниц - Топкапы и Долмабахче? О том, какой была Хюррем Султан и ее супруг, и главное - о ГАРЕМЕ? Бронируйте экскурсию с русским гидом на

    Самый красивый и грозный турецкий дворец Топкапы, находится в столице государства – Стамбуле. В переводе, его название означает «Пушечные ворота». А пошло такое название из-за традиции давать почетный пушечный залп при каждом въезде и выезде султана через его ворота. Главный турецкий дворец имеет множество популярных в народе названий: «Дворец Султана Сулеймана», «Дворец Хюррем Султан», «Дворец слез», «Дворец плача». С давних пор, эта султанская резиденция была местом управления большей частью мира. Двадцать пять султанов Турции, проживая здесь, держали в своих руках бразды правления гигантской Османской империей.

    Дворец Топкапы по площади занимает более семисот тысяч квадратных метров, включая внешнюю часть – «бирун», с официальными и общественными зданиями и внутреннюю – «эндерун», с частными султанскими покоями. Это настоящий город в городе, расположенный в Стамбуле, с четырьмя огромными дворами, несколькими павильонами, мечетями, фонтанами, банями, бассейнами и конюшнями.

    «Topkapi Sarayi» стали строить в 1475 году по приказу турецкого султана Мехмеда, который нуждался в рабочей резиденции. Масштабную реконструкцию и перестройку Топкапы начал султан Сулейман, гарем которого находился вне этого дворца, и он скучал без своей любимой Хюррем, желая постоянно пребывать рядом с ней. Дворец Топкапы был окончательно достроен и готов для переселения большой семьи султана в 1540 году.

    Главная резиденция Османской империи Турции поражает своими роскошными внутренними интерьерами и внешней красотой. Это величественное комплексное сооружение имеет многочисленные хамамы, кухни, комнаты для прислуги, жилые помещения для семьи султана.

    Туристов на входе во дворец Топкапы встречают первые парадные ворота «Баб-и-Хумаюн», построенные в 1478 году по приказу султана Мехмеда Второго. Из них попадаешь во «Двор янычаров», где в давние времена находилась стража, осуществляли прием просителей, работала прислуга. В этом дворе находится Церковь Святой Ирины – старейшая в Стамбуле. Этот храм пережил много испытаний, он несколько раз тут бывали пожары, он терпел разрушения от землетрясений, позже его переделали под мечеть, а потом и под оружейный склад. Во «Дворе янычаров» сегодня разместились «Археологический музей», «Музей Древнего Востока», «Изразцовый павильон» - самое старинное общественное здание Стамбула.

    Через ворота «Баб-и-Селям» вы попадаете во второй двор, где размещается «Фонтан Палача». Дело в том, что в давние времена в его водах мыли руки палачи, исполнившие очередной смертный приговор. По османской традиции, чаще всего казнили братьев султана, как нежелательных претендентов на султанский трон, а вершить подобное «правосудие» было принято «Кинжалом Топкапы» - музейным экспонатом, который сегодня находится в дворцовой сокровищнице. Он очень красивый и оформлен драгоценными камнями, в том числе крупными алмазами. В этом самом главном дворе султанского дворца Стамбула стоит Диванная башня, там раньше проходил диван – собрание вельмож, назначенных османским повелителем на важные государственные должности. Тут же, султан общался со своими подданными, встречал посетителей, вел беседы с главным визирем. В этом дворе находится вход в гарем турецкого султана, представляющий из себя запутанный лабиринт комнатушек, чреду красивых гостиных, жилые комнаты евнухов. В главном дворе находится внутренняя сокровищница, представляющая из себя протяженный зал, увенчанный восемью куполами. В Сокровищнице находится богатейшая коллекция доспехов, холодного оружия. Тут посетители могут увидеть золотые и серебряные изделия, драгоценные камни, красивые четки, шкатулки. А в бывших помещениях кухни разместилась широкая коллекция столового фарфора из Китая и изящной серебряной посуды.

    Огромную часть дворцового комплекса занял гарем султана – «Харем-и Хумайун». В переводе с арабского «гарем», значит «запретный». И это на самом деле так, потому что входить на территорию гарема посторонним было запрещено под угрозой смерти. На сегодняшний день гарем дворца Топкапы признан «Историческим памятником Турции» и взят под охрану ЮНЕСКО. Но туристы могут попасть сюда с экскурсией, правда, они имеют возможность ознакомиться только с его первым этажом, где проживали привилегированные женщины султана, а его многочисленные наложницы были размещены на этажах выше. Комнаты гарема великолепны в своем интерьере: стены, украшенные лучшими зодчими того времени, сверкают позолоченными надписями, исполненными витиеватой арабской вязью. Ни одна комната гарема не походит на другую, каждую из них украшает оригинальная мозаика.

    Через ворота «Баб-у-Саадет» попадаешь в личные покои турецкого султана. Там располагается величественный «Тронный зал», возведенный при султане Селиме I. За этим залом сокрыта «Библиотеки Ахмеда III». В самом дальнем углу третьего двора стоит «Павильон Святой мантии», в нем хранят исламские реликвии, которые султан Селим I привез в 1517 году из своего , а также из Мекки. Это бесценные для мусульман реликвии: зуб, волос, отпечаток стопы, мантия пророка Мухаммеда. Тут же и личные вещи первых султанов.

    В четвертом дворе находятся замечательные парки, бассейны, павильоны, беседки. Здесь можно полюбоваться чудными видами на бухту Золотой Рог и пролив Босфор.

    Что касается хамамов дворца Топкапы, то стоит сказать, что при султане Сулеймане здесь возвели самый крупный «Хамам Хюррем», но сейчас это не только исторический и архитектурный памятник, потому как его недавно отреставрировали и открыли, как действующий хамам, где желающие могут пройти классические СПА-процедуры.

    При дворце Топкапы находится мечеть и гробница турецкого султана Сулеймана Великолепного и его любимой жены Хюррем Султан – бывшей славянской девушки-рабыни Роксоланы, возвысившейся благодаря своему уму, ловкости, а иногда коварству и хитрости. Эта красивая мечеть с четырьмя минаретами, является самой крупной в Стамбуле. В ее дворе находится кладбище.

    Дворец Топкапы являлся резиденцией семьи султанов Турции до середины девятнадцатого века, пока в 1854 году при султане Абдул Меджиде не было принято решение о переселении в более современный Дворец Долмабахче, так как «Дворец слез» уже не соответствовал требованиям по проведению официальных мероприятий. А в 1924 году по приказу турецкого правителя Мустафы Кемаля Ататюрка, дворец Топкапы стал музеем, открытым для посещения всеми желающими.

    Время работы Дворца Топкапы. Посетить Дворец Топкапы можно каждый день, кроме выходного дня – вторника. В период с шестнадцатого апреля до тридцать первого октября - с девяти утра до семи вечера; с первого ноября по пятнадцатое апреля – с девяти утра до пяти вечера. Цены билета – сорок турецких лир, что около шестьсот двадцати российских рублей. Вход в гарем Топкапы оплачивается отдельно – двадцать пять турецких лир или триста восемьдесят шесть рублей.

    План Дворца Топкапы: Обозначения объектов на плане:

    Второй Двор Дворца Топкапы — Диван Мейданы
    1. Ворота Приветствия или Баб-юс Селям (Вход во Второй Двор Дворца Топкапы — Вход в Музей)
    2. Зал Дивана или Диван-и Хумайюн (Куббеалты) — Зал для заседаний везиров (министров)
    3. Башня Справедливости (Адалет Кулеси) — Самое высокое здание дворца Топкапы, которое возвышается над зданием Дивана.
    4. Мечеть и хамам Бешир Ага
    5. Султанские конюшни — в наше время здание используется для организации различных выставок
    6. Вход в Гарем — за отдельную плату
    7 - 8 - 9 Кухня во дворце Топкапы - в наше время выставка китайского японского и европейского фарфора — одна из самых больших коллекций китайского фарфора в мире.
    10. Ворота Счастья или Ворота Блаженства / Ворота белых евнухов (Баб-и Саадет)

    Гарем Дворца Топкапы — Харем-и Хумаюн
    11. Двор матери султана (Валиде Султан Ташлыгы) в Гареме
    12. Двор избранных или Двор фавориток (Гёзделер Ташлыгы) в Гареме

    Третий Двор Дворца Топкапы — Эндерун Авлусу
    13. Зал аудиенций или Тронный зал (Арз Одасы) зал, где принимались иностранные делегации и послы
    14. Библиотека султана Ахмеда III
    15. Палата Кампаний или палата пажей (Сеферли Когушу) — Коллекция султанских нарядов
    16. Сокровищница Топкапы (Эндерун Хазинеси) — Здесь можно увидеть золотые султанские троны, «Алмаз Кашикчи» и известный «Кинжал Топкапы»
    17. Павильон Священной мантии и святых реликвий
    18. Палата личных пажей султана (Хас Ода Когушу) - Выставка султанских портретов
    19. Дворцовая библиотека Топкапы (раньше Мечеть Агалар)мечеть Агалар

    Четвертый Двор Дворца Топкапы — Софа-и Хюмайун
    Вход в четвертый двор дворца Топкапы не через массивные ворота как в остальных дворах, потому что этот двор служил больше как место для отдыха.
    20. Летний дворец Абдул-Меджида (павильон Меджидийе)
    21. Мечеть Софы
    22. Башня Хекимбашы (Хекимбашы Кулеси) — жилище и лаборатория главного лекаря
    23. Здание деревянного павильона Софы (Софа Кёшк)
    24. Ереванский павильон или Летний дворец Реван (Реван Кёшк)
    25. Мраморная тераса и Зал обрезания (Сюннет Одасы)
    26. Беседка Ифтарийе (Беседка с красивым видом на Золой Рог, где ужинали султаны во время рамазана)
    27. Багдадский павильон или Летний дворец Багдат (Багдат Кёшк)

    Когда мы определились с планами о поездке в Стамбул одна подруга мне сказала: «Если в Топкапы вы увидите Халита Эргенча, то возьмите у него автограф».
    Набор слов какой-то. Что такое Топкапы? Кто такой Халит Эргенч?
    Оказалось, все просто. Топкапы — это бывший дворец турецких султанов, ставший музеем.
    А Халит Эргенч — актер, исполнитель роли султана Сулеймана I Великолепного в сериале «Великолепный век», ставшего любимым зрителями в некоторых странах.

    Я сериал не смотрела, но представляю, какие страсти в нем кипели, ведь сюжет основан на реальных событиях — плененная турками украинка-наложница Анастасия (она же Роксолана, Хюррем, Александра) становится возлюбленной султана Османской империи Сулеймана, упорно стремится к власти, достигает ее, беспощадно уничтожая на своем пути всех соперниц и недоброжелателей.

    Халита Эргенча во дворце Топкапы мы не встретили.
    Но припасенную на всякий случай фотографию актера в залах дворца доставали несколько раз, чем вызывали улыбки у охраны. Как бы ни ругал премьер Турции Эрдоган сериал «Великолепный век» и его создателей за искажение исторических фактов и попытки «показать молодежи историю Турции в негативном свете», но популярности дворцу Топкапы сериал добавил.

    Хотя и без этого место знаменательное и туристами любимое — здесь несколько веков решались судьбы страны, казнили и миловали, на каждом шагу плели интриги и боролись за выживание.
    А что творилось в гареме...
    Давайте к рассказу обо всем этом и перейдем.

    Через несколько лет после захвата Константинополя турками, на старом акрополе Византия, построенном еще при императоре Септимии Севере, началось возведение первого османского дворца. Дворец Топкапы («Дворец у пушечных ворот») со стороны моря защищали древние византийские стены протяженностью около двух километров, а от города его отделяла стена длиной одна тысяча четыреста метров, построенная турками.

    Территория дворца состоит из нескольких дворов, в которых располагаются здания, построенные в разное время. Посетители входят на территорию дворцового комплекса Топкапы через массивные ворота «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»).

    Они расположены как раз напротив тыльной части Софийского собора. Вход в эти ворота беспрепятственный, но останавливаются здесь туристы часто — сфотографироваться вот с такими бравыми парнями.

    Первый двор — это еще не дворец. Можно сказать предбанник.
    Здесь расположена церковь Святой Ирины и кассовая зона, где можно приобрести билеты для посещения дворца. В султанские времена в первом дворе располагались хлебопекарни, монетный двор и штаб-квартира янычар.

    В конце первого двора располагаются вторые ворота - «Ворота приветствия». Великим визирям, высоким чиновникам и иностранным послам дозволялось доезжать верхом до этих ворот. Дальше они должны были следовать пешком. Второй двор использовали в государственных целях. Здесь отмечали важнейшие события Османской империи и отмечали религиозные праздники. Здесь же иностранные послы проводили часы на деревянной скамье в тревожном ожидании приема. С ними сидели и неугодные визири. Это ожидание могло стать последним в их жизни.

    На втором дворе также располагались кухни, в которых готовили еду примерно для 4000 человек, проживающих на территории дворца. Для султана и его семьи готовили на отдельной кухне, на которую ежедневно доставляли мясо 40 свежих и соленых быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 200 пар цыплят, 100 пар голубей, 50 гусей и 50 индеек. В помещениях кухонь выставлена утварь и представлена выставка китайского и японского фарфора турецких султанов. Турки утверждают, что это третья по величине дворцовая коллекция восточного фарфора в мире, уступающая только пекинской и дрезденской.

    Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже.

    Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор - «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Иностранцам в эту часть Топкапы попасть было очень сложно. А любопытным, пытающимся подглядывать за султаном, грозила смерть. Рассказывают, что один из иностранцев решил понаблюдать за происходившим на территории дворца с помощью подзорной трубы. Султан прогуливался по саду, заметил подсматривающего, и тихо отправил стражников в его направлении. Это был последний приступ любопытства в жизни того иностранца.

    Третий и четвертый дворы — это еще и сокровищницы.
    Здесь хранятся реликвии пророка, оружие, ювелирные украшения, султанские троны и т.д.
    Фотографировать в сокровищницах запрещено, но не сильно-то и хотелось. Мне интереснее ывать на свежем воздухе, чем рассматривать блестящее и жутко дорогое.

    Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года.
    Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся
    между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.

    Про гарем.
    Слово «гарем » имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в Х в. они переняли от арабов эту традицию.

    До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте которого теперь расположен Стамбульский университет. Топкапы был официальным дворцом, в котором решались государственные дела. Но знаменитая Роксолана уговорила Сулеймана Великолепного разрешить ей поселиться в Топкапы. Позднее, гарем вырос и превратился в большой комплекс, состоящий из нескольких сотен комнат.

    Вначале турки привозили девочек из завоеванных стран. Когда же время войн прошло, они стали покупать их у работорговцев. Вновь прибывавших девочек называли «аджеми» («новенькие») , затем они становились наложницами. После специального обучения двенадцать самых юных и прекрасных наложниц отправляли в услужение султану. Понравившиеся девушки впоследствии могли стать его женами. После смерти султана его жены (в том числе и любимые), имевшие только дочерей, должны были выйти замуж за высокопоставленных чиновников или переехать вместе с матерью умершего султана в старый дворец. Любимые жены, родившие наследников, оставались в гареме навсегда.

    Очень часто решение многих вопросов в Османской империи зависело от прихоти самого влиятельного придворного - «кызлар-агасы» (начальника черных евнухов), который руководил внутренним двором султана (женской половиной). Черных евнухов детьми похищали в Эфиопии и Судане, потом особым способом кастрировали, чтобы сделать охранниками в гареме. Они отвечали за связи гарема с внешним миром, а кызлар-агасы следил еще и за порядком продвижения женщин по ступенькам гаремной иерархии.
    К тому же на нем лежала и другая важная обязанность - отбирать в гарем новых девочек-рабынь.

    Имя кызлар-агасы с опаской произносили даже высшие сановники Османской империи, прекрасно сознававшие, что достаточно даже легкого неудовольствия с его стороны - и любой из них может лишиться не только должности, но и жизни. Так, в XVI I I в. кызлар-агасы Бешир в течение почти тридцати лет пользовался практически неограниченной властью. После его смерти выяснилось, что в личной казне этого бывшего раба, хранится около 3 000 000 пиастров, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными камнями.

    За стенами дворца разворачивались истории великих султанов и коварных султанш, одной из которых была 15-летняя украинка (или русская, по-разному говорят) Анастасия, ставшая военной добычей и попавшая к Рустем-паше — визирю султана Сулеймана Великолепного. Визирь рассудил, что яркая и умная красавица будет замечена во дворце и он тоже получит свою выгоду.

    За раскатистый смех Роксолану прозвали «Хюррем», что значит «Смеющаяся». В шестнадцать лет она приняла ислам, затем стала возлюбленной Сулеймана Великолепного, вышла за него замуж и вытеснила из его сердца всех, превратившись в незаменимую соратницу и женщину, по-настоящему милую его сердцу. Свое влияние на супруга она использовала в полной мере, устраняя неугодных со своего пути.

    В первую очередь Роксолана уничтожала соперниц и всех сыновей султана, кроме законного наследника. Не пощадила Роксолана и собственных детей, пожертвовав жизнями двух сыновей и благополучием двух дочерей, ради любимого сына Селима.

    Досталось и благодетелю, когда-то разглядевшему потенциал Роксоланы. Она отдала ему в жены свою юную дочь. Паша забылся в объятиях девушки. Роксолана с помощью дочери собрала «достоверные» сведения и представила их Сулейману Великолепному как заговор принца Мустафы и Рустем-паши с целью свержения султана. Визирь умер в умелых руках палача, хотя султан в свое время поклялся ему, что, пока он жив, будет жив и паша... Но в кофейнях Стамбула долго еще шептались о том, как отрубленную голову Рустем-паши поставили обрубком на раскаленный песок, а она все бормотала вываливающимся языком: «Хюр-р-рем»...

    Говорят, что Хамсе-султан, мать султана Сулеймана, сама ко всему привычная, бросилась к cыну: «Останови Хюррем!» Султан выслушал мать и только повторил свою любимую фразу, вошедшую в историю: «В Топкапы приказы не отменяют».

    С тех пор прошло несколько столетий. Образ Хюррем оброс легендами и домыслами, и теперь трудно понять, какой она была настоящей — отдававшей жестокие приказы об убийстве неугодных или ведущей интеллектуальные беседы с архитектором Синаном.

    Прекрасная, умная и жестокая Роксолана умерла раньше своего супруга. Тоскующий султан Сулейман приказал архитектору Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу, ставшую местом успокоения его дорогой Хюррем.

    А итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение.

    Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

    Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий всему миру».

    Просмотров