Воздушная тревога: как победить аэрофобию. Проявление боязни летать на самолете Боязнь полетов на самолете как называется

27.12.2018 , 15:00 32257

Количество фобий, с которыми приходится сталкиваться человеку, поражает, и если вы не боитесь пауков или можете без проблем остаться в остановившемся лифте, не факт, что не будете испытывать страх во время полёта. Несмотря на то, что большинство пассажиров перед посадкой на самолёт испытывает подобие страха, говорить о серьёзном психическом заболевании ещё не приходится. Если же перед взлётом и во время полёта появляется сильная тревога, потеют руки, учащается сердцебиение, а смерть кажется неизбежной, необходимо предпринимать экстренные меры и начать лечение аэрофобии.

Так ли страшен полет

Причиной того, что многие люди боятся летать, часто являются средства массовой информации, описывающие последствия страшной авиакатастрофы. На самом деле риск погибнуть при крушении самолёта намного ниже, чем риск стать жертвой автомобильной аварии. Между тем падение самолёта, а это случается не так часто, как кажется, обсуждается журналистами всех мастей. Такие новости, как правило, неделями не сходят с экрана, а это откладывается под корой головного мозга. Кстати, в нашем материале сами пилоты дали ответы на ряд наиболее распространенных вопросов о перелетах.

Шансы попасть в авиакатастрофу

Отправляясь в авиапутешествие, если вы ещё не ощутили признаки осложнения заболевания, о которых сказано выше, постарайтесь провести анализ. Только представьте себе, что риск погибнуть в автокатастрофе составляет 1:8 000 000, если речь идет о благополучных районах земного шара, конечно. Подумайте, каким надо быть невезучим, чтобы пополнить ряды пострадавших в результате крушения воздушного лайнера и стать одним из 8 миллионов «счастливчиков». Если об этом задумываться, то и на улицу, по большому счёту, выходить не стоит, ведь кирпич может настигнуть вас где угодно.

Современные авиалайнеры безопасные

Даже в прошлом веке, когда о компьютерах говорили только герои из фильмов в стиле «фэнтези», падение самолёта было большой редкостью. А представьте теперь, каким количеством электроники напичканы современные авиалайнеры. Перед тем, как купить билет на самолёт, некоторые пассажиры проверяют информацию о лоукостере, а из открытых источников можно узнать, в каком количестве аварий были замечены самолеты той или иной авиалинии. Проверяется легко также средний возраст авиапарка, а это означает, что пассажиры выберут современный лайнер, нежели устаревшую модель самолета, вероятность падения которого выше.

Чтобы избавиться от чувства страха, подумайте о том, что серьёзные авиаперевозчики делают всё, чтобы увеличить уровень безопасности полетов. Они постоянно обновляют парк самолетов, приобретая безопасные модели, прошедшие через все возможные проверки. Многие из них имеют дублированную систему, а это означает, что при отказе одного двигателя самолёт может легко лететь на другом, а пассажиры этого даже не заметят. К тому же пилоты проходят серьёзную подготовку, в том числе психологическую, а поэтому всегда уравновешенные и собранные, за редким исключением, конечно.

Несколько простых правил подготовки к полёту

Если вы купили билет в самой престижной авиакомпании, на самый современный лайнер, но чувство страха не проходит, и вы почти уверены, что самолёт упадёт, необходимо подготовиться к полёту. Существует множество вариантов побороть страх перед полётом, включая использование специального компьютерного приложения.

Перед тем, как отправляться в аэропорт, надо хорошо выспаться, поможет прийти в себя и хороший завтрак, поэтому специалисты не рекомендуют лететь натощак. Важно также исключить момент спешки, поэтому надо заранее собрать вещи, положить на видное место билет, паспорт, кредитную карту и телефон. Большинство перевозчиков предлагает онлайн-регистрацию – это тоже хорошее средство от аэрофобии, так как вы избавляете себя от томительного ожидания в очереди и возможного общения с аэрофобами. В аэропорт лучше приехать заранее, по пути любуясь видами на город, также раньше основной части пассажиров надо пройти таможенный и пограничный контроль.

О пользе авиасимуляторов

Отдельного внимания заслуживают авиасимуляторы. Они идентичны тем, на которых обучают пилотов самолётов, а это означает, что любой пассажир может на время оказаться в кабине самолета и принять управление на себя. Во время виртуального полёта подвижная платформа тренажёра имитирует крены, и даже с эффектом турбулентности вы можете познакомиться на земле. Это хорошее средство избавиться от аэрофобии, причём тренажер одинаково подходит взрослым и детям.

Садимся «правильно» и отвлекаемся

Если вы уверены, что всё это вам не поможет и по-прежнему боитесь лететь, позаботьтесь заранее о выборе подходящего места в самолёте, а такую возможность с некоторых пор имеют даже пассажиры эконом-класса. Аэрофобы чувствуют себя легче недалеко от аварийного выхода, и это надо учитывать при покупке билета.

Даже если полёт не займёт много времени, отвлечься от мыслей о смерти и возможном падении поможет простой кроссворд или игра на телефоне, поэтому о развлечении в самолёте надо подумать заранее. Помочь может даже простое общение с позитивно настроенным соседом, если он не страдает аэрофобией, конечно. Вспомните также, сколько ваших знакомых долетело до места назначения, а на чужом опыте вы поймёте, что летать не страшно. Это как первый прыжок с парашютом – лишь сначала страшно, а потом приятно.

Кстати, узнать, боятся ли летать сами пилоты, можно в нашем

Хоть знаменитости и зовутся «звездами», а к небу многие из них лишний раз приближаться не желают. Нидерландский футболист Девид Бергкамп из-за своего страха полетов заработал прозвище «нелетучий голландец». Алла Пугачева передвигается по стране исключительно в собственном вагоне поезда, оборудованном туалетом, ванной, спальней с личной прислугой в придачу.

Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.

hellomagazine.com

Актрисапокупает с мужем билеты на разные самолеты. Кейт считает, что оба самолета вряд ли потерпят катастрофу, а если случится что-нибудь с одним из них, дети не останутся сиротами.

Меган о бманывает судьбу, слушая в самолете музыку Бритни Спирс (которая, кстати, тоже известный аэрофоб): «Я точно знаю, что умереть, слушая альбом Бритни Спирс - не моя судьба», - утверждает актриса.


А вот Энрике Иглесиас не столь изобретателен: перед полетом он просто напивается и, добравшись до кресла, засыпает.

Актера пугает в перелете сама ситуация, когда от него самого ничего не зависит. Этот страх заставляет Колина во время полета он все время прислушивается к шуму двигателя и переговорам членов команды. В одном из интервью актер заявил: «Это большой поезд, летающий в небе, и я ненавижу его! Я считаю, что это самая неестественная вещь в мире! ». Для того, чтобы все-таки заставить себя сесть в самолет, актеру нужно хорошенько разозлиться.

Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, - рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. - Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству - бой!

Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.

1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.

2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума : «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».

3. Другой действенный способ – вышибать клин клином . «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».

4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.

Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в центре «Летаем без страха», основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.

5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности . Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.

Покорение неба – одно из достижений человечества. Но многие люди не могут сполна им насладиться, так как испытывают патологическую боязнь самолетов: фобия категорически не позволяет пользоваться воздушным транспортом. Откуда она берется? И как от нее избавиться?

Как называется боязнь самолетов

Боязнь полетов на самолете – наиболее яркий случай аэрофобии. Именно так называется страх летать, причем он касается и других видов воздушного транспорта – вертолетов, дельтапланов, парапланов.

Слово «аэрофобия» происходит из древнегреческого языка. Оно было создано путем соединения двух терминов – «воздух» (ἀήρ) и «страх» (φόβος). Буквально – страх воздуха. Естественно, аэрофоб вряд ли захочет прыгнуть с парашютом или оказаться на борту воздушного шара. Находиться вне земли для него слишком страшно.

Боязнь летать на самолете как компонент других фобий

В некоторых случаях аэрофобия – самостоятельный страх. Но иногда патологическая боязнь дополняется другими фобическими расстройствами схожего характера. Среди них:

  1. Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства и невозможности быстро его покинуть (нахождение на борту самолета ассоциируется с закрытой «ловушкой»).
  2. Акрофобия – боязнь высоты (перелет на уровне нескольких километров над землей не оставит акрофоба равнодушным, заставив его бояться и самолетов).

На аэрофобии сосредоточено общественное внимание из-за частой необходимости полетов в современном мире: отказываться от командировки или отпуска из-за боязни – тактика не лучшая.

Симптомы аэрофобии

Признаки фобии настолько явные, что делают невозможным нормальный полет. Основные симптомы, которыми проявляет себя боязнь:

  1. Сильная нервозность за несколько дней до предполагаемого полета.
  2. Способность отменить полет и потерять деньги/время, лишь бы не подниматься по трапу.
  3. Изучение информации о случившихся авиакатастрофах.
  4. Постоянные мысли о возможной катастрофе.
  5. Страшные сны о падении самолета.
  6. Соматические симптомы во время взлета/полета/посадки – одышка, нехватка воздуха, изменение цвета кожи, дрожь в конечностях, напряженность мышц, потливость.
  7. Стремление «забыться» путем приема алкоголя или успокоительных средств.

Не всегда тревожность перед полетом свидетельствует о расстройстве. Если человек просто нервничает, но может с собой справиться, то у него нет фобии. Патологией считается возникновение иррационального ужаса, панической атаки, сильнейшего страха, «уговорить» который не получается. Даже если аэрофоб понимает абсурдность своих переживаний, у него не выйдет преодолеть страх полета на самолете: не он управляет боязнью, а она им.

Причины аэрофобии

Чтобы побороть страх полета на самолете, необходимо понимать, почему вообще развивается фобия. Чаще всего боязнь возникает по таким причинам:

  1. Наличие сопутствующих фобий (клаустрофобии, акрофобии).
  2. Негативный опыт, связанный с самолетами (смерть близкого в авиакатастрофе, плохое самочувствие в прошлом во время полета и т. д.)
  3. Обилие информации в СМИ о крушении воздушных суден.
  4. Мнительность, врожденная склонность к повышенной тревожности, негативный настрой.
  5. Физические болезни, которые могут обостриться во время полета.

Чаще всего побороть страх перед полетом на самолете пытаются люди старше двадцати пяти лет. Именно в этом возрасте фобия активизируется, и примерно 15-30% всех взрослых в той или иной мере страдают от боязни полетов.

Боязнь летать на самолете – фобия или предчувствие?

Существует мнение, будто испытываемый перед полетом страх – это предчувствие, к которому следует прислушаться. Конечно, интуицию никто не отменял. Но если она «обостряется» именно перед полетами (причем перед каждым), то более вероятно, что речь идет именно о аэрофобии.

И ее нужно признать. Хотя поверить в силу предчувствия гораздо проще, чем взять себя в руки и преодолеть страх перед полетом на самолете. Впрочем, каждый волен решать сам.

Как перебороть страх полета на самолете под руководством психотерапевта

Лучше всего проводить терапию под контролем грамотного психотерапевта. Основное направление лечения – позволить человеку «под надзором» специалиста совершить как можно больше взлетов и посадок. При этом пациент должен практиковать расслабление (при помощи дыхательной гимнастики, визуализации, медитации, медленного счета и т. д.)
Постепенно полет начнет ассоциироваться не с ужасом, а с релаксацией. Таким образом можно перебороть страх летать на самолете даже в самых запущенных случаях. Единственное – при первых успехах необходимо быть готовым «отпустить руку» психотерапевта и отправиться на борт самостоятельно. Есть истории, когда пациенты «прилипали» к своим врачам, прося всегда летать с ними. Даже при отсутствии финансовых проблем подобный сценарий нежелателен, так как он не позволяет человеку посмотреть в глаза своей боязни и справиться с ней.

Как перебороть страх перед самолетом с погружением в виртуальную реальность

У многих получается перебороть страх перед полетом при помощи компьютерных технологий. Для этой цели применяется Virtual Reality Exposition Therapy.

Также полезными будут и всевозможные симуляторы, в которых игрок отвечает за пилота. Таким образом можно примерно понять, как происходит взлет/посадка и убедиться, что все находится под контролем опытного человека.

Как побороть боязнь летать на самолетах методом позитивных установок

У аэрофоба в голове присутствуют не самые радостные мысли, стабильно связанные с опасностью полета. Но их можно заменить. Необходимо составить для себя нехитрые аффирмации, например:

  1. «Я люблю летать».
  2. «Полеты на самолете совершенно безопасны».
  3. «Я испытываю расслабление во время полета».
  4. «Мне очень легко подниматься по трапу».
  5. «Мне нравятся самолеты».

Установки подходят любые. Главное – повторять их как можно чаще, чтобы «загрузить» в сознание.

Побороть боязнь самолетов – означает раскрыть для себя новую сторону жизни. Транспортные ограничения – последнее, что должно влиять на планы человека. И не стоит откладывать терапию на потом: лечение нужно начинать сразу после осознания проблемы – тогда оно получится наиболее результативным.

Не меньше трети населения планеты страдает аэрофобией – страхом перед совершением авиаперелетов. Около 14% вообще не решаются сесть в самолет, еще 10% делают над собой серьезное усилие. И это несмотря на общеизвестный факт: самолеты – один из наиболее безопасных видов транспорта. По статистике, реальная вероятность гибели в авиакатастрофе оценивается как 1 из 45 миллионов. К тому же это весьма удобный транспорт, позволяющий максимально быстро попасть в любую точку планеты. Неудивительно, что многие люди с аэрофобией мечтают не бояться летать на самолете.

Особенности аэрофобии

Аэрофобия представляет собой расстройство психики, которое может являться самостоятельным процессом либо частью другой фобии (боязни замкнутого пространства или высоты). Страх летать на самолете часто является следствием некой внештатной ситуации, повлиявшей на подсознание.

Степень выраженности страха может быть разной. Некоторым пассажирам достаточно выпить немного алкоголя, и они постепенно избавляются от испуга. Но иногда фобия бывает настолько яркой, что человек просто не в состоянии заставить себя сесть в авиалайнер. У многих боязнь полетов проявляется в желудочных спазмах, тошноте, позывах к рвоте за несколько дней до рейса. В аэропорту руки и ноги становятся влажными и холодными, появляется потливость, а на борту самолета начинается усиленное сердцебиение с ощущением нехватки воздуха.

Важно! При отсутствии должного лечения аэрофобия может перерасти в паническое расстройство с симпатоадреналиновыми кризами.

Отличие фобии от простого страха

Однако далеко не всегда страх полета на самолете следует считать аэрофобией. Страх – это естественный для человеческого организма защитный механизм, который предостерегает от потенциальной опасности. Полет нельзя назвать естественным для людей состоянием, поэтому в появлении боязни нет ничего аномального. Пассажир осознает, что риск здесь минимален, поэтому реагирует на полет адекватно, даже если и сохраняет в некоторой степени чувство страха.

Аэрофобия, как и любое расстройство психического здоровья, иррациональна. Информация о том, что летать достаточно безопасно, просто не воспринимается человеком. Зато каждое сообщение об авиакатастрофе становится очередным подтверждением высокой опасности перелетов.

Причины боязни перелетов

Почему люди так боятся лететь на самолете, что иногда даже не могут преодолеть свой страх? Существует несколько причин такой ситуации:

  • Современный человек получил боязнь нахождения над землей от предков вместе с другой генной информацией. В свое время людей очень пугали «железные птицы», поэтому многие люди вздрагивают, услышав звук самолета.
  • Когда авиалайнер поднимается в воздух, организм понимает, что оказался вне привычной среды. Пассажиры, подверженные паническим настроениям и фобиям, сталкиваются с ощущением страха.
  • Некоторых пугают просмотренные ранее фильмы или прочитанные книги об авиакатастрофах, материалы о крушениях в средствах массовой информации.
  • Страх нередко возникает во время первого перелета, здесь срабатывает боязнь неизвестности. Иногда такой опыт оказывается неудачным или организм принимает обычное укачивание за опасность и дает соответствующий сигнал мозгу.

Нередко все объясняется нежеланием доверять свою жизнь посторонним людям – пилотам, а также недоверием к большому количеству неизвестных человеку приборов и приспособлений. Аэрофобия бывает следствием длительного депрессивного состояния, сильного стресса или психоэмоционального потрясения, вообще не связанного с полетами.

Важно! Ученые выявили генетическую предрасположенность подобной фобии. Если в семье кто-то страдает подобными расстройствами, такая склонность может передаваться по наследству.

Больше подвержены страху впечатлительные люди, надолго фиксирующие внимание на прежних событиях негативного характера.

Проявления аэрофобии

Для аэрофобии характерны разнообразные симптомы физического, соматического и психологического характера. К проявлениям первых двух относятся:

  1. Учащение сердцебиения.
  2. Развитие тахикардии.
  3. Болезненность в области груди.
  4. Усиление потоотделения.
  5. Позывы к рвоте и тошнота.
  6. Частое мочеиспускание.
  7. Головные боли напряжения.
  8. Покраснение или бледность лица.
  9. Тремор ног и рук.

Определить, есть ли у человека аэрофобия, можно по ряду признаков. О наличии иррациональной боязни полетов говорят появление паники задолго до вылета, подозрения, что стюардесса и летчики что-то скрывают, мысли о неизбежной гибели при попадании авиалайнера в турбулентность.

Люди, с таким расстройством крайне неуютно чувствуют себя на протяжении всего времени полета, вжимаются в кресло во время взлета и посадки, постоянно прислушиваются к работе двигателей, пытаясь услышать признаки поломки.

К другим симптомам психологического характера можно отнести:

  • Повышенную раздражительность за несколько дней до вылета.
  • Отказ от перелета в последний момент.
  • Категорическое нежелание пользоваться воздушным транспортом.
  • Навязчивые мысли о крушении самолета.
  • Употребление специальных препаратов для успокоения.

Важно! Длительное стрессовое состояние после перелета также свидетельствует об аэрофобии.

Как преодолеть страх

Поскольку путешествия по воздуху экономят массу времени и сил, многие люди пытаются преодолеть страх полета на самолете. Подчинение своим страхам ведет к развитию серьезного заболевания, поэтому следует попытаться победить иррациональную боязнь. Лучший способ сделать это – просто отвлечься от тревожных мыслей и собственной фобии, переключиться на что-то другое.

Чтобы перестать бояться летать на самолете нужно:

  1. Постараться заранее правильно настроиться, как минимум не читать сводки об авиакатастрофах и не смотреть фильмы на эту тему.
  2. Выбрать рейс с вылетом в комфортное время (для кого-то лучше лететь ночью, кому-то проще при свете дня).
  3. Пройти регистрацию заранее, попросив место подальше от иллюминаторов.
  4. Не садиться в хвостовой зоне, где сильнее всего ощущается турбулентность.
  5. Отказаться от желания выпить что-то алкогольное перед полетом, не злоупотреблять кофе и успокоительными лекарствами.
  6. Найти себе интересное занятие (скачать на планшет игру, взять увлекательную книгу, кроссворды.
  7. Послушать спокойную музыку в наушниках, которая заглушит шум двигателей.

Преодолевать страх легче во время общения с соседями по салону, даже если кто-то из них окажется аэрофобом. Можно поступить еще проще – поспать во время перелета. Для этого могут пригодиться беруши, повязка на глаза, подушка под шею. Многие авиакомпании предлагают пассажирам пледы или постельные принадлежности. Иногда достаточно полежать с закрытыми глазами, думая о предстоящих приятных событиях или близких людях, чтобы побороть страх полета.

Важно! В таких ситуациях помогает дыхательная гимнастика с непродолжительной задержкой дыхания.

Попытаться побороть страх перед полетом нужно при появлении первых симптомов. Можно обсудить свои ощущения с близким человеком в спокойной обстановке. Нередко это помогает иначе взглянуть на вещи. Желательно осознать, что переживания не окажут никакого влияния на ход перелета и не фокусироваться на негативных эмоциях.

Важно! На самом деле турбулентность, которой многие так боятся, не создает никаких рисков для самолета. Ситуация примерно аналогична движению по неровной дороге, не более того.

Помощь специалиста

Но если перебороть страх полета на самолете своими силами не удается, можно воспользоваться профессиональной психологической помощью. Для этого нужно найти опытного специалиста, который выявит истинные причины страха и научит бороться с фобией. Может потребоваться психотерапевтический курс, но после него полеты будут восприниматься уже более естественно.

Психологи используют разнообразные методы, позволяющие побороть страхи полета на самолете. Наиболее часто применяются:

  • Нейролингвистическое программирование.
  • Терапия когнитивно-поведенческого типа.
  • Современные формы гипнотического воздействия.
  • Медикаментозная терапия.

Для преодоления аэрофобии используются авиасимуляторы – виртуальные тренажеры, позволяющие выработать определенную привычку к перелетам. Ощущение реальности полета создается на земле, поэтому страх не будет таким сильным. Врач поможет подобрать подходящие таблетки, однако одними лекарствами избавиться от фобии не удастся. Медикаменты снимают определенные симптомы, но само заболевание не лечат.

Помогут ли таблетки от боязни перелетов

Прием любых препаратов надо согласовать с врачом. Если летать приходится часто, и каждый раз возникают панические настроения, придется поискать другой метод победить свой страх. Доктор подскажет, что делать, если боишься летать и как противостоять этой фобии.

Лекарства, помогающие избавиться от страха перед полетом, делятся на несколько категорий:

  • Легкие препараты седативного действия. Такие лекарства имеют растительную основу и купируют симптомы аэрофобии, проявляющиеся в легкой степени. С их помощью люди побеждают нервозность, в том числе перед первым полетом. Такие средства обычно обладают накопительным эффектом, соответственно, начинать их прием нужно заранее. Рецепт для их приобретения не требуется.
  • Транквилизаторы – могут назначаться при сильно выраженных панических атаках. Таблетки дают успокоительный и снотворный эффект, продаются исключительно по рецептам.
  • Барбитураты – сильное снотворное, используется при длительных авиаперелетах и сильно выраженной аэрофобии.

Седативные препараты относительно безопасны, не имеют побочных эффектов и противопоказаний. Но они не могут уберечь от панического приступа. Транквилизаторы назначают в виде краткосрочного курса с целью ликвидации проявлений нервного расстройства. Лекарства могут иметь длительное, среднее или короткое воздействие. Максимальный период действия – 2 суток, минимальный – меньше 6 часов.

Барбитураты угнетают функционирование ЦНС, дают мощный седативный противосудорожный эффект. Однако по своему действию они приравнены к наркотическим веществам, поэтому применяются строго в соответствии с правилами и нормами.

Важно! Прием барбитуратов сопровождается привыканием и развитием стойкой зависимости.

Обычно лекарства этой группы действуют уже через 25 минут, а иногда и сразу после приема. Для их приобретения обязателен рецепт. У барбитуратов огромное количество противопоказаний, побочных и нежелательных эффектов.

Сами по себе таблетки не помогают ликвидировать страх перед полетом на самолете. Однако в рамках комплексного воздействия, при сочетании с психокоррекцией, лекарства могут дать ожидаемый результат. Но прежде чем пить таблетки, стоит начать с выявления причин появления фобии.

Что делать, если ребенок боится полетов

Как видим, боязнью авиаперелетов страдают даже взрослые люди. Дети тоже часто сталкиваются с таким страхом, а его причины во многом зависят от возраста. Малыши от одного до пяти лет чутко улавливают страхи и эмоций родителей, полностью ориентируясь на них. Если взрослый паникует, ребенок поддержит его в таком переживании. По сути, детей пугает не перелет как таковой, а стресс у родителей.

Примерно в пятилетнем возрасте появляется страх смерти. При живом и активном воображении, дети решают, что самолеты опасны и начинают бояться. Наиболее частая причина детской боязни – разговоры взрослых людей о перелетах в негативном ключе. К примеру, мама рассказывает, как боялась летать, училась пересиливать страх, слушала истории о катастрофах.

В таких обстоятельствах ребенок вполне может наотрез отказываться от полетов, не соглашаясь на перелет даже ради интересных путешествий. На основании маленького фрагмента опасности детский разум рисует яркие и страшные картины.

В самолете дети нередко плачут, но причины могут быть разными:

  • Ребенок испугался незнакомой обстановки, шумных соседей, звука двигателей авиалайнера.
  • Малыш мог проголодаться или просто устать от ожидания вылета.
  • У маленьких детей часто закладывает уши, а справляться с этой проблемой самостоятельно они еще не умеют. В этом случае новорожденному или грудничку поможет мамина грудь. А деткам постарше – леденцы для рассасывания во время взлета.
  • Страх бывает связан с прошлыми негативными впечатлениями, испугом из-за турбулентности в предыдущем полете.

Детская боязнь перелетов может быть связана и с другими причинами. Здесь лучше всего поговорить с ребенком, расспросить его, почему он не хочет лететь в отпуск.

Родители могут воспользоваться советами, как не бояться летать в самолете, и избавить от страха детей. Подготовку лучше начать заблаговременно:

  1. Как можно красочнее рассказать о преимуществах предстоящей поездки.
  2. Заострить внимание ребенка на самых приятных моментах, которые ждут его в отпуске.
  3. Рассказать поподробнее обо всех этапах полета, от регистрации и ожидания вылета до посадки.
  4. Объяснить правила поведения в самолете.
  5. Поиграть в пилота, стюардессу.
  6. Рассказать о птицах, которые постоянно находятся в небе и наслаждаются полетом.
  7. Старшим детям можно рассказать о безопасности авиалайнеров, свозить их на экскурсию в аэропорт, показать, как самолеты взлетают и садятся.

Нужно придумать, чем ребенок займется в полете. Это должно быть что-то такое, что может его всерьез заинтересовать и увлечь: мультфильмы, настольные игры, чтение. Для малышей можно взять наклейки или карандаши, готовые наборы дорожных игр.

Родителям потребуется и определенная работа над собой, если у них присутствует страх перелета в любой форме. Нужно научиться сдерживать собственные негативные эмоции. Ни в коем случае не следует передавать страх, обсуждать полеты, как что-то страшное, смотреть сюжеты о катастрофах по ТВ. Лучше рассказать детям, как интересно можно проводить время на борту и какие виды открываются из иллюминатора.

Для ребенка желательно выбирать место у прохода, чтобы вид из окна не напугал его. Забыть о неприятных переживаниях помогают интересный разговор, игры в телефоне, знакомство с другими маленькими пассажирами. Можно подготовить для ребенка какой-то сюрприз и вручить его в самолете. К примеру, игрушка, о которой ребенок давно мечтал, отвлечет его внимание от лишних страхов.

Важно! Нельзя акцентировать внимание на перелете, лучше говорить о том, что ждет вас после посадки.

Что нужно знать о самолете

И взрослым, и детям, испытывающим страх перед перелетами, стоит получить представление об устройстве авиалайнера и особенностях самолетов:

  • Воздушные суда оснащаются мощными двигателями, поднимающими их в воздух и удерживающими на высоте длительное время.
  • У каждого авиалайнера есть как минимум два двигателя. Если одни из них откажет, второй возьмет его функции на себя.
  • Крылья самолета прочно закреплены на корпусе и не могут отвалиться в полете.
  • У каждой системы, которая используется в авиалайнере, есть дублирующая программа. В случае сбоя начинает работать запасной программный комплекс. В пассажирских самолетах таких «дублеров» не меньше четырех.
  • Ухудшение самочувствия пилота не может стать причиной катастрофы, поскольку современный воздушный транспорт оборудован надежной системой автопилотирования.
  • С земли все полеты контролируются диспетчерами, летчики постоянно держат с ними связь, сразу же узнают о неблагоприятных изменениях погоды и прочих нестандартных ситуациях.
  • Аэродинамические параметры воздушного судна рассчитываются с учетом турбулентности.

К управлению самолетами допускаются только высококлассные профессионалы с достаточным опытом. Перед вылетом каждое судно тщательно проверяют сотрудники технических служб, использующие специальные диагностические устройства. Попадание на борт опасных предметов исключается за счет таможенного досмотра на терминалах.

Боязнь авиаперелетов является аэрофобией только при появлении серьезных симптомов. Но даже в этом случае есть возможности победить свой страх. Главный совет бывалых путешественников – максимально отвлечься от пугающих мыслей. Это правило действует и в отношении детей, которых пугают полеты. А вот с лекарственными средствами следует быть острожным. Таблетки не решают проблему, а лишь снимают симптоматику, причем некоторые из них довольно опасны.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Просмотров