Высоко-петровский ставропигиальный мужской монастырь ставропигиальный мужской монастырь. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление Петровка 28 высокопетровский монастырь

Адрес: ул. Петровка, 28/2

Как добраться до Петровского монастыря: от ст. метро Чеховская пройти по Страстному быльвару в сторону возрастания номеров до ул. Петровки и свернуть направо. От ст. метро Трубная пройти вниз по ул. Неглинной до Рахмановского переулка, свернуть направо на пересечении с ул. Петровкй снова свернуть направо и идти до Высоко-Петровского монастыря.

Петровский, или как его еще называют Высоко-Петровский монастырь в Москве принадлежит к числу старейших монастырей столицы. Территория монастыря протянулась на целый квартал между Петровкой, Крапивенским переулком и Петровским бульваром.

Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них, обитель была основана в 1325 году, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополитничей кафедры из Киева в Москву. Это способствовало объединению русских земель вокруг Москвы, и было основной целью князя. У этой версии существует и легенда, объясняющая выбор места для строительства монастыря. Будто бы за несколько дней до кончины святого митрополита Петра князь проезжал мимо того места, где стоит нынешний Петровский монастырь. Здесь высилась гора, укрытая снегом. Прямо на глазах князя Ивана снег сошел, а затем и гора исчезла. В ответ на удивительный рассказ князя митрополит Петр ответил: ″Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни″. И будто бы в память об этом событии Иван Калита выстроил на этом месте храм в честь Боголюбской иконы Божией матери.

По второй версии - монастырь был основан самим митрополитом Петром во имя апостолов Петра и Павла, и поначалу назывался Петропавловским, а в начале 16 века был переосвящен во имя своего создателя, святителя и митрополита Московского Петра. И существует третье предположение, которое говорит, что Петровский монастырь был основан Дмитрием Донским, построившим его на месте старой Боголюбской церкви времен Ивана Калиты или возобновил обитель после Куликовской битвы в 1380 году. В Петровском монастыре, в первом из всех московских монастырей был введен общежитный устав, сделал это архимандрит монастыря Иоанн.

По еще одному преданию, местность, на которой был основан монастырь, в древности была селом Высоцким или Высоким, которое находилось на берегу реки Неглинной, и, возможно, принадлежало самому боярину Кучке, и вплоть до конца 16 века не входила в городскую черту. Здесь, ″на Петровке″, располагались имения состоятельных и влиятельных государственных деятелей того времени: князей Щербатова, Гагарина, губернатора Москвы князя Ромадановского и других. Когда реку Неглинную заключили в трубу, улица Петровка превратилась в престижную улицу, которая соперничала с Кузнецким мостом.

С самого начала Петровский монастырь был одним из монастырей-сторожей, расположенных у северных границ Москвы. Обитель понесла большой урон от татарских полчищ, а в 1492 году пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново. В 1514 году старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра. Судя по всему, заказ на перестройку собора исходил от царственной особы, об этом свидетельствует и участие популярного в те годы архитектора Фрязина.

В старые времена мимо Петровского собора проходила дорога на Божедомку, к ″убогому дому″, куда собирали тела безвестных, самоубийц и скончавшихся насильственной смертью, и там погребали на погосте. В 17 веке из Петровского монастыря дважды в год отправлялся крестный ход. Священнослужители отпевали всех умерших и совершали все необходимые церковные ритуалы.

В конце 17 века по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных - родственников по линии его матери. С Нарышкиными связано и обновление монастыря в конце 17 века, известно, что семейство жертвовало монастырю значительные средства. Принимал живое участие в судьбе монастыря и император Петр Великий. По указу императора в память о его спасении от заговора царевны Софьи в 1689 году, здесь была построена отапливаемая церковь Сергия Радонежского. А позднее была основана и церковь Толгской иконы Божией Матери, после революции поступившая в Третьяковскую галерею.

В 1690 году на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм. Одновременно со строительством храма у монастыря появились каменные стены, сохранившиеся до наших дней. По указу Петра I Петровскому монастырю было передано конфискованное имущество некой Мавры Замыцкой - вдовы царского стольника, также в обитель был передан портрет шелка патриарха Никона во весь рост, выполненный из натурального шелка, принадлежавший опальному князю Василию Голицыну.

В 1812 году каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты, ожидая обнаружить в них несметные сокровища. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

После революции 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры, а в 1926 году был окончательно закрыт. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

В 1950-х годах в Петровском монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. Наконец, в 1990-х годах обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет.


Историческая справка:


1325 г. – приблизительная дата основания Петровского монастыря
1492 г. - пожар настолько повредил монастырские строения, что их пришлось отстраивать практически заново 1514 г. - старый деревянный собор разобрали, а на освободившемся месте за три года итальянский архитектор Алевиз Фрязин выстроил новый каменный храм, который освятили в честь митрополита Московского Петра
конец 17 века - по приказу Петра I в Петровском монастыре была отстроена старинная Боголюбская церковь, ставшая усыпальницей Нарышкиных
1690 г. - на месте собора, построенного Алевизом Фрязиным, возвели новый храм
1812 г. - каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, разграбили наполеоновские солдаты
1917 г. - Петровский монастырь приютил архиереев, которые утратили свои кафедры
1926 г. – Петровский монастырь закрыли
1950-е г.г. - в Петровском монастыре начались реставрационные работы
1990-е г.г. - обитель вновь была открыта, и в ее стенах начал свою деятельность Российский Православный университет
  • Высоко-Петровский монастырь расположен в центре Москвы. Его история начинается в XIV в.
  • Монастырь основан митрополитом Петром , который заложил фундамент Успенского собора в Кремле, и перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
  • Монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.
  • Архитектором монастыря стал знаменитый итальянец Алевиз Новый, создатель Архангельского собора в Кремле.
  • Собор Боголюбской иконы Божией матери , стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных.
  • В наши дни в монастыре проводятся службы, ведутся экскурсии. В трапезной можно отведать монастырской еды. Вся информация только на русском языке.

Высоко-Петровский монастырь – один из первых монастырей Москвы. Его история начинается еще в XIV в. , когда на этом месте был построен первый деревянный храм. Наибольшее развитие монастырь получил в конце XVII века, когда ему покровительствовал боярский род Нарышкиных и сам царь Петр I, мать которого принадлежала к этому знатному роду. Весьма характерна архитектура монастыря, в которой традиции средневекового русского церковного строительства сочетаются с изящными элементами барокко. Прерванная в советское время деятельность обители была восстановлена в 1990-е гг. Сегодня этот действующий ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в центре Москвы, привлекает к себе и туристов, и паломников. Среди реликвий монастыря ‒ ковчег с частицей мощей митрополита Петра, частицы мощей апостолов Петра и Павла, Серафима Саровского, Киево-Печерских отцов и другие.

Основание монастыря

Согласно одному из преданий, монастырь был основан митрополитом Петром в 1315-1326 гг. По другой версии, основателем был московский князь Иван Калита. Существует легенда и о том, что монастырь основан Дмитрием Донским – князь, возвращаясь с Куликовской битвы в 1380-м году, возобновил существующую обитель. Так или иначе, в начале XIV века на этом месте, возле дороги из Москвы на север, был построен дер евянный собор в честь апостолов Петра и Павла, вокруг которого позже образовался монастырь.

Митрополит Петр – фигура весьма значительная для истории Московского княжества. Именно он заложил фундамент первого в Кремле в 1326 году, а также перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, превратив ее в религиозный центр крепнущего княжества. После смерти митрополит Петр был канонизирован, а собор монастыря переосвящен в Петровский, в честь почитаемого святого. Расположенный на холме, монастырь с тех пор стал именоваться Высоко-Петровским. Интересно, что с годами монастырь дал названия многим улицам вокруг: это и Петровка, и Петровские линии, и Петровский бульвар.

Щедрость бояр Нарышкиных

При князе Василии III Петровский собор был отстроен заново уже в камне. Архитектором стал знаменитый , создатель в Кремле. Храм Петра Митрополита в плане представляе т собой восьмилистник – уникальная для 1510-х гг. форма. В конце XVII века она получила развитие на Руси как «нарышкинское барокко».

С царским родом Нарышкиных связан очередной расцвет монастыря на рубеже XVII ‒ XVIII вв. В 1671 г. Кирилл Нарышкин, дядя Петра I, подарил своему зятю царю Алексею Михайловичу усадьбу, прилегавшую к монастырю. Царь, в свою очередь, передает усадьбу в дар обители. Благодаря этому территория монастыря увеличилась практически в два раза. Чуть позже при содействии было построено несколько соборов.

Первый из них, собор Боголюбской иконы Божией матери (1684 ‒ 1685), стал семейной усыпальницей рода Нарышкиных. Собор построен на месте могил убитых во время стрелецкого бунта 1782 года Ивана и Афанасия Нарышкиных. Всего в церкви было похоронено более 20 представителей знаменитой семьи.

Также на рубеже веков была построена церковь Сергия Радонежского с примыкавшей к ней трапезной и корпусом братских келий. Церковь разделила территорию монастыря на два двора: парадный с храмом Петра Митрополита и хозяйственный. Как и Боголюбский собор, эта церковь демонстрирует традиционные формы храмовой архитектуры своего времени. Однако сочетание красных кирпичных стен с белым декором позволяет говорить о постепенном формировании стиля московского барокко.

В ансамбль монастыря входит много других интересных памятников. Среди них – Святые врата с надвратной церковью и колокольней, а также церкви XVIII в. (Толгской иконы Божией матери и церковь преп. Пахомия). В церкви Толгской иконы Божией матери весьма примечателен расписной иконостас.

Разгром и восстановление

Трагической страницей в летописи монастыря стал 1812 год. Наполеоновские войска, завладевшие Москвой, не пощадили русскую святыню – в монастыре расположились , разграбившие и разорившие все, что попалось им под руку – в том числе надгробия Нарышкиных. Боголюбский собор был осквернен – захватчики вбили крючья в иконостас и подвешивали на них мясные туши. У стен обители враги по приказу маршала Мортье расстреливали москвичей, обвиняемых в поджоге города. Хоронили их тут же, в монастырской земле, у колокольни.

На восстановление монастыря потребовался не один год – но постепенно он снова стал играть в духовной жизни Москвы одну из главных ролей. Деятельность петровских настоятелей была традиционно связана с просвещ ением и образованием, поэтому перевод главного московского духовного училища в Высоко-Петровский монастырь (1822 год) был вполне закономерным. Здесь же хранилось собрание Московской епархиальной библиотеки. С 1863 года, по благословению архиепископа Филарета, здесь стали проходить заседания «Общества любителей духовного просвещения».

Непростой период в жизни монастыря начался с приходом к власти большевиков. В 1918 году монастырь был закрыт. Несмотря на это, здесь возникла одна из крупнейших подпольных монастырских общин, просуществовавшая до 1929 года, когда последним был закрыт Боголюбский храм. Многие монахи и прихожане были расстреляны. Теперь они причислены к лику святых как мученики. Здания монастыря в советское время использовались как коммунальные квартиры, завод по ремонту сельскохозяйственной техники, библиотека, спортзал, литейный цех, детский сад. Каменные надгробия бояр Нарышкиных были уничтожены.

В 1959-м году монастырь получил статус памятника архитектуры, и это спасло его от полного разрушения – по некоторым данным, градостроительный план столицы предполагал снос Высоко-Петровского монастыря для расширения дороги. Заводы и коммунальные квартиры из обители убрали. На их месте разместили репетиционную площадку (Сергиев храм), филиал Государственного литературного музея (братский корпус), Общество охраны памятников, Росизопропаганда, театральные мастерские.
В 1992-м году комплекс Высоко-Петровского монастыря был возвращен Русской православной церкви, а после длительной реставрации в 2009-м году монастырь снова стал действующим.

Святыни обители

К началу XX столетия Высоко-Петровский монастырь хранил три Евангелия XVII века, камни от Гроба Господня, серебряные кресты с частицами Креста Господня и другие духовные сокровища. После революции все это разгра били, а в наши дни у обители появились новые святыни. Главная среди них – ковчег с частью мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В феврале 2010 года их передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Высоко-Петровский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Паломников привлекает Высоко-Петровский мужской монастырь, который находится в Москве. Но и равнодушные к православию туристы найдут здесь для себя много интересного. В Высоко-Петровском монастыре расположены великолепные с архитектурной точки зрения соборы церкви, основная часть которых построена в 17-18 веках.

Монастырь имеет давнюю историю: упоминания о нем встречаются еще в письменах 1337 года. Но вторая жизнь для Высоко-Петровского монастыря началась только с 1990-х годов, когда его открыли после долгого забвения: православная деятельность монастыря была прекращена большевиками в 1918 году. Реставрировать здания начали еще в 50-х годах прошлого века. Монахи смогли вновь заселиться в кельи только в 2009 году.

Что посмотреть

На территории Высоко-Петровского монастыря разместились семь храмов. Практически целый квартал на Петровке, но о существовании этой достопримечательности почему-то мало кто знает. Именно поэтому Высоко-Петровский мужской монастырь нередко называют невидимкой.

Изнутри Высоко-Петровский мужской монастырь гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Еще одна особенность монастыря: изнутри он гораздо больше, чем может показаться тем, кто находится за его стенами.

Встречает паломников и обычных туристов собор Боголюбской иконы Божией Матери, его постройку датируют 1684 годом. Рядом с собором, под открытым небом, а также внутри храма туристы увидят множество богатых надгробий, выполненных из белого камня. Часть из них украшена гербами, другая же - черепами. Для современного человека картина если не пугающая, то уж точно немного мрачная. Хотя причина такого убранства довольна проста: до 1774 года здесь располагалась родовая усыпальница Нарышкиных.

Самое древнее здание Высоко-Петровского монастыря находится в центре его площади. Собор Петра Митрополита был построен в 1514-1517 годах.

Удивляет храм отнюдь не своими размерами: он не похож ни на один в Москве, абсолютно уникальное явление архитектуры. Да и увидеть его смогли люди только после реставрации в 20 веке.

Дело в том, что Петр I так увлекся своими преобразования храмов Высоко-Петровского монастыря, что собор Петра Митрополита был почти полностью переделан в барочном стиле. Но современные архитекторы восстановили историческую справедливость.

Центр жизни монахов - храм преподобного Сергия Радонежского. Внимательные туристы заметят рядом с ним не совсем вписывающуюся в архитектурный ансамбль беседку. И неслучайно, потому что появилась она здесь только в 2000 годах на месте разрушенной в советское время. Тогда же церковь лишилась приделов Алексия Московского и Митрофана Воронежского, к сожалению, безвозвратно.

Важными для паломников, в первую очередь, будут святыни, находящиеся в монастыре. Высоко-Петровский мужской монастырь хранит Казанскую и Толгскую чудотворные иконы Божией Матери.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца - главная святыня монастыря.

Часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца - главная святыня монастыря - находится в храме преподобного Сергия Радонежского. Здесь же вы найдете частицы мощей и других православных святых, в том числе, конечно же, преподобного Сергия Радонежского.

Как добраться

Высоко-Петровский мужской монастырь находится в самом центре столицы России, между Петровкой, Петровским бульваром и Крапивенским переулком. От станций метро достопримечательность отделяет всего 10 минут ходьбы.

Ориентироваться нужно на станции «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная» или «Тверская».

Описание:

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал .

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. () в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен .

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Мы привыкли думать, что чудо незримо, и увидеть его - большая редкость. Это действительно так, если не замечать вокруг нас прекрасные творения, созданные природой или человеком.

В самом центре столицы расположен Высоко-Петровский мужской монастырь - древняя и очень красивая достопримечательность. В летописях 1317 встречаются первые упоминания о монастыре. Лучшего памятника Петру I, чем Высоко-Петровский не знает.

Об истории происхождения

Специалисты признают самой вероятной версию, по которой мужской монастырь основан святителем Петром в 1315—1316. Его первоначальное название звучало как Петропавловский.

В стенах обители митрополит Петр принял решение переехать в Москву. Успенский мужской монастырь, основанный по его совету, стал местом для погребения священнослужителя.

Центр Руси стал возвышаться в государственном и церковном понятии после утверждения в Москве митрополичьей кафедры.

По такому предположению, Высоко-Петровский мужской монастырь основан в 14 веке святителем Петром, митрополитом Киевским.

Есть версия, что основание монастыря произошло после канонизации царя. Во времена Сергия Радонежского возникшая обитель предстала как первый общежительный По преданиям, этот период связан с героическими деяниями Дмитрия Донского.

По заметкам того времени, русская церковь определяет представителей посольства к константинопольскому патриарху, с целью поставления духовника Дмитрия Донского Митяя в митрополиты. Страсти и неразбериха случились на корабле, следующем по Черному морю. Назначенный кандидат скончался на борту корабля. Грамота, направленная патриарху, не содержала подписи и печати князя. За право быть вписанным кандидатом началась настоящая борьба. Архимандрит Иоанн от Петровского монастыря был одним из претендентов на звание предстоятеля Русской церкви, но он не нашел поддержки среди коллег.

Защитная функция святой обители

По данным экспертов, обитель основалась на пустынном, безлюдном месте. До 1517 года монастырь был небольшой по площади и не имел оборонительного значения. Первое упоминание о сражении с этого места датировано 1611 годом. Для обстрела Кремля, прорвавшись в город, Ляпунов Прокопий над Неглинной настроил артиллерийскую батарею.

Строительство - царское дело

Местом захоронения знатных представителей Нарышкиных является тот же Высоко-Петровский монастырь. Москва хранит сведения об активном строительстве монастыря в конце 17 века, во времена Нарышкина и Петра I.

Среди строителей Высоко-Петровского монастыря и почитателей - князья Василий III, Иоанн Калита, Димитрий Донской, царь Алексей Михайлович Романов, митрополит Московский. Богослужения велись святителями Митрофаном Воронежским.

Чудеса святыни за неприметной стеной

И в наши дни целый квартал на Петровке занят под монастырь. Мало кто знает о его существовании. Высокие строения на узких улицах способствуют хорошей маскировке.

Сплошной стеной выходит на Петровку здание Нарышкинских палат. Проходящим и движущимся на автомобилях людям невозможно догадаться о наличии здесь монастырских строений.

Предназначение самого длинного здания Москвы XVII в. выдает надвратная церковь-колокольня Покрова Пресвятой Богородицы. Эта малая часть шикарного великолепия монастыря просматривается с любой точки Каретного ряда и Петровки. Одна из московских улиц получила свое название благодаря знаменитому монастырю.

Под Покровской церковью расположены Святые врата. Желающие попасть в монастырскую обитель могут пройти со стороны Петровки через указанный парадный вход.

Первое впечатление сравнимо с волшебством. Всё начинается от увиденной с порога картины. Если глядеть на монастырь изнутри, не верится, что за его стенами шумная центральная улица. На территории святыни абсолютно иная жизнь. Исторический ансамбль в прекрасной сохранности, и гораздо большего размера, чем со стороны города.

Подарок на века

Возможно, свою роль в существовании строения сыграло благословение Кирилла Нарышкина, который являлся дедушкой Петра. Именно он подарил Петровской обители соседскую усадьбу, когда узнал о радостной новости - рождении внука.

Почти все постройки монастыря связаны с событиями в жизни Нарышкиных. Юный Петр лично подписывал указы на строительство монастыря - своего первого проекта. Здесь Наталья Кирилловна Нарышкина положила начало знаменитому Матушка Петра воспитывалась в «западном» духе, который чуть позже скажется в истории архитектуры страны.

Территория монастыря. От усыпальницы до собора

Перед входом в Высоко-Петровский мужской монастырь расположен собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Строение являлось родовой усыпальницей Нарышкиных до 1774 года. На протяжении двух десятков лет здесь проживали представители семейства Нарышкиных: Иван, Афанасий, Кирилл Полуэктович (дед Петра I), бабушка Петра - Анна Леонтьевна, Лев Кириллович (дядя Петра).

Боголюбская церковь над могилами убитых посвящена иконе Богоматери Боголюбской. Храм длительное время оставался родовой усыпальницей. Чудотворная была подарена Нарышкиным вместе со списком в 1684 году, при паломничестве в Боголюбово. По одной из легенд, молодой Петр прибегал сюда по крутой лестнице как в личную молельню.

Зная о чудесах этой иконы и ради своих убиенных родственников, юный царь принял Указ о строительстве каменного храма над могилами потерянных родственников. Строительство велось под руководством Натальи Кирилловны и молодого Петра I.

На нынешнего обозревателя истории эти белокаменные надгробия с гербами и черепами производят жутковатое впечатление.

Следы барокко

Неожиданным строением в самом центре монастырских построек является собор Петра Митрополита. Не похожий на другие храмы, небольшой, скромный по архитектурной задумке, собор является древнейшей церковной постройкой Москвы.

На нем мало сказались наслоения 18 века. Отличная сохранность порадовала историков накануне Олимпиады 80-х годов.

Собор Петра Митрополита приобретает четкий при Петре I. Во время реставрации в 20 веке было неожиданным увидеть изначальный вид храма.

Спасительные стены святой церкви

Небольшое, но уникальное по архитектуре строение - церковь - расположено между Братским корпусом и Святыми вратами, что справа от входа.

Сергиевская церковь - новое архитектурное строение. Август 1689 года знаменит противостоянием Петра и Софьи. Это период, когда Петр Алексеевич нашел свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре от своей жестокой и решительной сестрицы Софьи Алексеевны. События этого года включают посвящение Толгской иконе. Церковь выстроена на средства Н. А. Нарышкиной, являющейся родственницей Петра I по линии матери.

Через галерею в собор

Далее по обители - храм Преподобного Сергия Радонежского, выстроенный по указанию Петра I. Его история подтверждает события 1689 г. - спасение Петра от сестры со стрельцами в стенах обители Сергия Радонежского.

В настоящее время центром жизни в монастыре является этот храм. Его внешний вид в отличном состоянии после реставрации. Однако служители церкви и прихожане вспоминают, что от общего здания утрачены приделы Алексия Московского и М. Воронежского. Данные элементы конструкции были разрушены в советское время.

Палаты Нарышкиных и церковь преподобного Сергия соединяются галереей. На «южный» двор можно попасть, пройдя под галереей.

Именно в этом храме находятся важные святыни обители — мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. Также в храме — часть святых мощей апостолов Петра и Павла, Серафима и других святых.

Современная жизнь храмов

И Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.

Уже позднее храм переосвящался во имя других святых, потом вновь закрывался во времена советской власти. Красивая церковь и в наше время стоит закрытой.

Последним храмом Высоко-Петровского монастыря является церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1905 году. Она проектировалась в качестве часовни в южном пролете рядом с главными монастырскими воротами. Только в 2001 году принято решение освятить бывшую часовню как одноименный храм.

«Реставрация» временем

Советский период (с 1950 гг.) отмечен для Высоко-Петровского монастыря как время хорошей реставрации. Десятилетняя эксплуатация сказалась на лепнине и краске - отделка облетела и потрескалась, придав внешнему виду отпечаток благородной старины. Внутреннее убранство тоже отражает дух прошлых лет. О проекте прошлых лет московского ландшафта напоминает уклон, сохранившийся по направлению к уже несуществующей речке Неглинке.

Новый статус

Статус Патриаршего подворья Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь получил в 1990-м. С этого момента вновь началась реставрация. Все строительные работы проходят спокойно, ничто не нарушает привычную монастырскую тихую жизнь.

В Нарышкинских палатах и в наше время размещены выставочные залы Государственного Литературного музея.

Многочисленные туристы и паломники желают знать, как попасть в Высоко-Петровский мужской монастырь. Как доехать к святой обители?

Паломникам

На официальном сайте размещена подробная информация: точный адрес, контактные телефоны, электронная почта. Есть также схема проезда в Высокопетровский мужской монастырь в Москве.

Для экскурсионных походов лучше всего воспользоваться паломнической службой (+7 903 670 64 74). Для тех, кто пользуется сетью интернет или навигатором, Высокопетровский мужской монастырь на карте обозначен условным знаком.

Двери мужского монастыря открыты для всех желающих, запреты распространяются лишь на фото - и видеосъемку.

Богослужения проходят практически во всех имеющихся храмах. Это говорит о том, что Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь - действующий.

В 1690 году собор митрополита Петра был пересмотрен по-новому: расширились окна, устроено гульбище с надгробными плитами в качестве ступеней. Наружные стены расписаны в яркие мотивы.

В период волнений 1812 года ставропигиальный мужской монастырь использовался для размещения тысячи кавалеристов наполеоновской армии. Расстрелянные москвичи, обвиненные в поджоге, захоронены вдоль стен церковного строения.

Обитель была разорена. Благодаря стараниям настоятеля, ценности вовремя вывезены в Ярославль, поэтому потери были небольшими.

С 1923 года Высоко-Петровский мужской монастырь использовался под тайную братскую общину. Но размещалась она при монастыре в Боголюбской церкви. Так как советская власть держала приходской только одну - именно Боголюбскую церковь. К 1935 году многих монахов расстреляли, а церковь была полностью уничтожена.

В 1959 году историческими памятниками признали все монастырские здания, небольшими темпами шла реставрация. Здания монастыря использовались под самые неожиданные дела, например под репетиционный зал ансамбля «Березка».

Начиная с 1991 г. строения обители окончательно переходят по своему назначению - к церкви.

Просмотров