Церковь зачатия святой анны, что в углу. Храм зачатия праведной анны, "что в углу" Зачатия анны в китай город

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

За века существования у этого храма было много названий: и Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу, – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича, она, по всей видимости, была деревянная.

Летописцы называли Ивана III Васильевича «собирателем земли Русской». При нём было окончательно свергнуто ордынское иго. Принятый ещё своим отцом Василием Васильевичем Тёмным в соправители, Иван III Васильевич вступил на Московский престол после смерти отца полным властителем Руси. Ещё при жизни он был назван современниками Великим. Это при нём началась перестройка обветшавшего Кремля: взамен белокаменных стен и башен стали подниматься кирпичные. Стены и башни Кремля возводили итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Пётр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). С этого времени Кремль начал обрёл существующий ныне облик.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года.

В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». Интересно, что вслед за этим государь всея Руси запретил принимать москвичам в своих домах приехавших в город купцов и приказал начать строить «гостиные дворы». Это были первые гостиницы в первопрестольной.

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того, как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Дул сильный ветер, и огонь распространился «как молния». Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. Огонь гулял по первопрестольной более десяти часов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей.

Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито».

После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового.

Древнее ядро храма – кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой.

Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее.

Подклет главного храма и его стены до основания свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича.

Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен.

Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт.

Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы – это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига – 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне. С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…» В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей. Ныне 30–пудовый колокол хранится в Покровском соборе, что на Рву (храме Василия Блаженного). Он попал туда после того, как была снесена колокольня.

Северный придел святой великомученицы Екатерины возведён в 1658–1668 годах. Есть предположение, что причиной строительства придела стало рождение дочери царя Алексея Михайловича. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII века.

Над юго-западным углом церкви возвышалась звонница.

Но после закрытия церкви в 20–е годы ХХ века звонница была снесена.

В 1994 году храм был возвращён православной церкви и освящен. И в одном из древнейших храмов в Москве вновь зажглись неугосимые лампады.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии У его стен очень легко осознать, что это самый большой католический собор в Москве и в России. И что его тёмные готические стены сохраняют некую печать европейского Средневековья. Главный фасад собора сильно напоминает

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). Соответствующее место в Острожской Библии см. на рис. 4.85. Рис. 4.85.

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

3. Западные реформаторы глумились над догматом Непорочного Зачатия Начнем с того, что приведем полностью большой и очень интересный фрагмент из известной немецкой «Народной Книги» Шписа. Рассказывая о путешествиях доктора Фауста по миру, хроника сообщает о ярком

автора Носовский Глеб Владимирович

3. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.8, рис. p.13 ??? «Восток Солнца. Первая часть нарицается Азия. Большего Ноева сына Сима жребий. Конец сей до восточного острова Макаринскаго иже есть до блаженного Рая. Другий же конец ея до Фасискаго моря и Чернаго. Третий конец

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. НАДПИСЬ В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.12, рис. p.17 ??? «Полдень. Вторая часть нарицается Африка, среднего Ноева сына Хама жребий. Конец же ей достизает Осирскаго языка и до Черного моря и до Понтийского острова с другой стороны от Черного моря, и до Ефиопской пучины. А

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.18, рис. p.23 ??? «Третья часть нарицается Европа, меньшего Ноева сына Афета жребий. Протизается ж от Среднего моря и до Великого моря Окияна. С другой стороны до Варяжского моря. С третьей стороны до Мурманского моря и до Студеного

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - это Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). См. церковно-славянскую цитату 186.Все верно. Продолжая наше движение

Из книги Самодержавие духа автора Иоанн Высокопреосвященнейший

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Воспоминания в гиблом углу Глухая подтаежная деревенька значилась под своим именем разве только в бумагах. В просторечии же звалась по речке, на которой стояла, Низкозобкою. У переселенцев из центральных губерний, осевших здесь себе на беду, за десять лет отросли у многих

Из книги Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) автора Осорьин Калистрат

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Церковь Зачатия Праведной Анны, что «в Углу» , упоминается впервые под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать - постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга.

В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню.

После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик.

Современный облик храма Зачатия на Москворецкой набережной

В начале 16 века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня).

Постройка получилась довольно вместительная, ведь она была лишена столбов, на которые мог бы опираться купол. Уникальная система сводов и арок позволяла основную тяжесть переносить на стены храма.

В церкви несколько приделов.

Первый - святой Мине - был в Смутное время уничтожен, но позже восстановлен. Еще один придел - во имя святой Екатерины - появился в храме примерно в 1658 году (построили его, по всей вероятности, в честь новорожденной девочки Екатерины, дочери Алексея Михайловича).

В 16-17 веках при храме уже значилась звонница, основание которой удалось обнаружить во время реставрации постройки.

В 18 веке возле храма Зачатия Праведной Анны появляется колокольня в 2 яруса. Колокол с нее весом около 500 кг хранится ныне в Покровском соборе на Рву .

По преданию, колокол этот попал в Зачатьевский храм из Европы, когда в Нидерландах шли иконоборческие волнения. Еще одна версия гласит, что колокол пожертвовал храму сам князь Пожарский.

Еще при постройке Зачатьевской церкви местность, где она возводилась, стали окружать большой кирпичной стеной. Именно возле храма поворачивала под прямым углом стена. Вскоре святыню стали именовать церковью, «что в углу».

Храм после революции и сегодня

После революции храм закрывают. В 30-е годы местность, где он располагался, предполагалось использовать для строительства здесь здания Наркомтяжпрома. Планам не суждено было осуществиться по причине начавшейся войны.

Москва - город тысячи маршрутов и многих тысяч достопримечательностей. И как в любом городе с древней историей есть в Москве скрытые, не бросающиеся в глаза места, здания и явления, составляющие тем не менее саму суть этого многогранного, многопланового города.

По Москве с клубом «Восемь путешествий»: Церковь Зачатия Св. Анны

Такой «скрытой жемчужиной» несомненно является храм с непривычным названием - Церковь Зачатия Анны, что в Углу . По своему местоположению, урочище этого древнего храма без сомнения, названо от того, что здесь оканчивалась Великая, или Большая улица и тын с земляным валом.


Когда возводили каменную стену Китай-города, строителям пришлось снести храм в честь Святителя Николая Мирликийского , стоявшую на пути строительства стены, но для сохранения этого храма было принято решение сделать выступ, что спасло уникальное строение. Таким образом здеь восточная и южная стены Китай-города составляют собой угол, потому и местоположение современной церкви продолжает именоваться «в Углу».

Это место часто упоминается в летописях, актах и преданиях, что служит доказательством тому, что оно известно было в народной жизни по разным событиям. В пределах этого урочища издревле находилось Татарское подворье, может статься, то самое, которое переставлено сюда из Московского детинца супругой Иоанна III Софией. Кроме того, здесь была Черная Палата, или Большая Тюрьма с пыточным застенком и место крестного целования.

В первый раз летопись упоминает об этой церкви в 1493 году, когда она вместе с посадом и торгом пала жертвой пламени. В ужаснейший пожар 1547 года, опустошивший Москву, церковь уже была каменная. Говорится, что на ней сгорела деревянная крыша и своды обрушились. Тогда вокруг её стояли деревянные дворы и избы, которые испепелил пожар.

Среди них уцелела лишь деревянная хоромина подьячего Третьяка Теплова, и в ней сохранилась невредимо святочтимая владельцем икона Божией Матери «Одигитрия». Когда об это чуде узнал Царь Иоанн Васильевич, он приказал поднять к себе в палаты неопальную святыню, а поврежденную церковь восстановил, сделав в ней, вместо белокаменных обрушившихся сводов, новые кирпичные. Он обогатил храм иконами и утварью, из которых серебреное кадило, подсвечники и сосуды хранились в нем до 1812 года, а потом и сам чудотворный образ Богоматери был поставлен в возобновленном храме.

В Лихолетье, нанесшее Москве столько бедствий и разорений, в 1611 году, церковь опять пострадала от пожара, испепелившего весь Китай-город, и от хищничества не только иноземцев, но и мародеров, которые посягнули даже на церковные колокола, о чем свидетельствует надпись на колоколе, пожертвованном в Зачатскую церковь князем Дмитрием Пожарским.

В Царствование Михаила Фёдоровича, храм был восстановлен в прежнем виде. Церковь опекали и последующие российские государи. В советское время храм был закрыт, и здание использовалось для утилитарных целей, но, к счастью, не было снесено, хотя внутреннее убранство было полностью утрачено.

Архитектура Храма Зачатия Св. Анны

Если вы решите отправиться в автобусные туры по Москве http://888travel.ru/avtobusnye-tury-po-rossii , гиды клуба «Восемь путешествий» расскажут вам, что этот древний обетный храм привлекает внимание российских и иностранных туристов не только своей древней историей, но и уникальным архитектурным стилем, а также многочисленными памятниками литейного искусства, иконописи и, конечно, зодчества и разных веков, сохранившимися в ансамбле.

Квадратный в плане храм построен его из тёсаного белого камня с наполнением в средине булыжником и щебнем, так что белый камень составляет облицовку, традиционную для каменного строительства XV и XVI веков. Внешние очертания храма очень необычны. На каждой из внешних стен этого квадрата, архитектурные орнаменты были заменены тремя сходящимися кверху дугами, на таких арках или комарах лежала гонтовая кровля, но впоследствии они были выравнены кирпичом в прямую линию.

Из такой кровли выступает «шея», или «трибун» купола, как эта часть вставлена в кровлю отдельно, а не утвержденная на своей основе изначально. Такую несообразность можно видеть и в других древних и старинных церквях, в которых дуговая кровля заменена четырёхскатной, шатровой. Здесь над окнами опоясывают трибун валики, полукруглые и зубчатые, а окна украшены наличниками. Грушевидный купол, обитый сейчас окрашенным железом, раньше был усеян вызолоченными звездами. Верх его увенчан железным решетчатым вызолоченным крестом с полумесяцем в его подножии.

К восточной части пристроен алтарь, состоящий из одного полукружия, или абсида. Его полукруглый верх венчается такими же крестами, какие были на разобранной в Московском Кремле церкви Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором.

Храм Зачатия Св. Анны является одной из древнейших и интереснейших в архитектурном плане церквей Москвы, и, в скором времени, несомненно, станет одним из главных украшений новой, строящейся парковой зоны в Зарядье.

  • 22 Апрель, 2017

Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника.
Ее название связано с тем, что после возведения здесь, за Кремлем крепостной стены Китай-города (сохранившийся участок которой и ныне находится в Китай-городском проезде) древняя посадская церковь оказалась в углу между восточной и южной сторонами стены.
Один дореволюционный москвовед писал, что ради сохранения чтимой церкви средневековым мастерам пришлось здесь выдвинуть стену выступом на 4 сажени вперед.
И ныне эта церковь находится на углу, образуемом Китай-городским проездом и Москворецкой набережной - чудом уцелевший памятник старомосковского Зарядья.
Неизвестно точно, когда впервые тут появился храм. Достоверно, это произошло в XV веке, задолго до постройки Китай-городской стены. Некоторые дореволюционные историки считали ее древнейшей, едва ли не после кремлевского храма Спаса на Бору. Иногда основание этой церкви относят ко времени правления великого князя Василия II Темного и к его супруге Марии Ярославовне, самолично повелевшей возвести здесь Зачатьевский храм.
И именно он сгорел уже в печально знаменитом московском пожаре 1493 года, когда Москва загорелась от копеечной свечки в арбатской церкви св. Николая на Песках. Быстро распространяясь, пламя охватило и Зарядье вплоть до церкви Всех Святых на Кулишках. Тогда же, в летописном повествовании об этом пожаре и упоминается впервые в московской истории Зачатьевский храм. Позднее, в другом месте, говорится, что церковь загорелась от "огня небесного" - видимо, имелся в виду удар молнии во время грозы.
И считается, что храм действительно был основан незадолго до этого пожара, потому что ранее нигде о нем говорится, - а пожары в Москве были очень частым явлением.

В старину, до возведения стены Китай-города посадская Зачатьевская церковь еще называлась "на Востром конце" по особенностям местного ландшафта, потому что была выстроена в урочище (местности) у реки, углом или "концом выдававшемся в Васильевский луг.
На раннее время основания церкви указывает ее придел во имя св. великомученицы Мины. На день памяти этой святой - 11 ноября по старому стилю и 24 ноября по новому в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падения на Руси монголо-татарского ига. В этот же день празднуется память св. Феодора Студийского, и как мы уже писали, в его честь и в ознаменование спасения России, у Никитских ворот была основана сперва часовня, а потом и Студитская церковь.
А в новоустроенном Зачатьевском храме в честь этого счастливого дня в русской истории был основан деревянный придел и в честь св. великомученицы Мины.
Вновь отстроенная после пожара 1493 г. белокаменная Зачатьевская церковь снова сгорела в 1547 году, но частично и была сразу же востановлена повелением Ивана Грозного. И тогда в нее с благоговением перенесли чудотворный образ Божией Матери, называемый "Одигитрией", из находившихся рядом и сгоревших в том пожаре палат подьячего Третьяка Теплова: его дом сгорел, но саму икону, как, и покои, где находился этот образ, огонь не повредил. Поначалу царь забрал этот образ к себе в Кремль, но когда Зачатьевская церковь была восстановлена, он передал его в этот храм.

К этому времени, ко второй четверти XVI века официально относят возведение ныне существующего здания Зачатьевской церкви, построенного на месте прежней - эта дата была определена во время его советской реставрации.
Раньше рядом с церковью еще стояла ее колокольня, выстроенная в древнем стиле, однотипная с колокольней древнейшей московской церкви св. Трифона в Напрудном - что тоже является свидетельством раннего времени ее возведения.
На этой колокольне находился иностранный колокол, возможно, пленный, который попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах.
Однако, есть еще предание, что этот колокол, названный Амстердамским, пожертвовал в Зачатьевскую церковь сам князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Достоверно известно, что князь действительно участвовал в устроении этой церкви и восстановил в ней в камне придел св. Мины - на этот раз в честь избавления Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году..
А в середине XVII века, в 1658-1668 г.г. повелением царя Алексея Михайловича в Зачатьевском храме был устроен северный придел во имя св. великомученицы Екатерины - в честь рождения у него дочери.
Первые Романовы вообще очень любили эту древнюю китай-городскую церковь. И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович часто благолепно обновляли ее и ездили сюда в храмовые праздники слушать обедню. И тогда в Китай-город на богослужение в Зачатьевскую церковь посылал духовенство сам Патриарх. А ее священнослужители состояли на государевом денежном и продовольственном,"хлебном", содержании.
Церковь была закрыта в советское время, колокольня снесена, но само здание состояло на государственной охране как памятник истории. Свой современный вид она обрела во время реставрации в 1955-1958г.г., исполненной под руководством архитектора Л.А.Давида.

Что есть что в церкви

История не сохранила имя архитектора. Своим нынешним обликом церковь Зачатия Святой Православной Анны обязана послевоенной реставрации под руководством архитектора Л.А. Давида.

Храм пользовался особым вниманием у русских царей. Известно, например, что Иван IV подарил Зачатьевской церкви чудотворный образ Божьей Матери. Эту икону царь забрал из дома Третьяка Теплова после пожара 1547 года. Романовы жертвовали средства на восстановление храма в , и каждые выходные династия приезжала сюда слушать обедню.

В 1920-х Зачатьевский храм закрыли, но он остался под охраной государства в качестве памятника истории. В 1990-х годах церковь восстановили.

Богослужения прекратили также на время строительства парка «Зарядье». В конце 2017 года Зачатьевскую церковь отреставрировали и открыли вновь.

Говорят, что... ...раньше рядом с церковью Зачатия Анны, что в Углу, стояла колокольня. На ней был иностранный колокол. Есть версия, что он попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах. Есть также предание, что этот колокол пожертвовал в Зачатьевскую церковь князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Но точно известно только то, что князь восстановил в церкви каменный придел Святого Мины в честь избавления от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

Просмотров