История возникновения иремель. Места силы

Введение………………………………………………..3

1. Описание ………………………………………. 4

2. Легенды о горе…………………………………. 7

3. Большой и малый Иремель……………………. 9

4. Горные цепи……………………………………..11

5. Охрана гор……………………………………….13

6. Горные породы…………………………………..14

7. Климат……………………………………………16

8. Горные туры……………………………………...17

Заключение……………………………………………...19

Список литературы……………………………………..22

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

В УРАЛЬСКУЮ СКАЗКУ!

Гора Иремель - символ красоты Южного Урала. Восхождение на Иремель - незабываемое ощущение, которое можно получить только в наших горах! Свежесть таежного воздуха, отражение солнца в брызгах горной воды! Небеса над вершинами… Уральские горы при рождении Земли были самими высокими на планете. В каждом камне хранится Память о былом величии. Горы притягивают своей красотой, теплым обаянием мощных замшелых скал и чистым светом высокогорья. Все это создано для человека.

Иремель - вторая по величине гора Южного Урала. На вершинах горы снег не тает вплоть до июня. Считается, что купание в ручьях, стекающих с Иремеля, снимает усталость и заряжает энергией. А если подняться по ней пешком, то можно зарядиться силой на год. Здесь растет женьшень, корень которого считается эликсиром молодости.

1. Описание

В Белорецком районе Республики Башкортостан на границе с Челябинской областью расположен один из самых ценных участков Южного Урала - хребет Иремель, состоящий из гор Большой Иремель (1582,3 м) и Малый Иремель (1449,4). Таежные и горно-тундровые природные сообщества Иремеля хорошо сохранились, здесь находятся местообитания более 20 видов растений и животных, занесенных в Красные книги (МСОП, РФ, РБ), в том числе эндемиков, например родиолы иремельской.


Rhodiola iremelica Boriss . Семейство Толстянковые Crassulaceae.

На территории Челябинской области встречается в верхних поясах гор - на хребтах Большой Таганай, Уреньга (горы Первая Сопка и Голая), Зигальга (гора Поперечная), Нургуш. Отмечен в сопредельных районах Республики Башкортостан (в горном массиве Иремель, на горе Большой Шелом, хребтах Аваляк, Машак, Малый Ирендык, Крыкты). Принадлежность к данному виду растений, произрастающих в горно-лесном поясе на известняковых скалах по берегам рек (на р. Аша у пос. Точильный Ашинского р-на, на р. Ай у д. Алексеевка Саткинского р-на и с.Кульметово Кигинского р-на Республики Башкортостан), нуждается в подтверждении, возможно, они относятся к близкому виду R. rosea L. s. str. Указания для высокогорий северной части Пермской области также, вероятно, относятся к R. rosea L.s. str.

Биология. Короткокорневищный травянистый многолетник. Произрастает в высокогорьях на каменистых незадернованных участках горных тундр и высокотравных подгольцовых лугов, редко на каменистых берегах ручьев и затененных скалах в горно-лесном поясе. Размножается преимущественно семенами, реже вегетативно (ветвлением корневища).

Лимитирующие факторы. Сбор в качестве лекарственного сырья, рекреационное воздействие.

Меры охраны. Охраняется в национальных парках «Зюраткуль» и «Таганай». Необходимы создание особо охраняемых природных территорий на хребтах Зигальга и Уреньга, контроль за состоянием популяций, ограничение сбора растений, разведение в культуре. Культивируется в Ботаническом саду УрО РАН (Екатеринбург).

Иремель представляет двухвершинный массив: Большой Иремель высотой 1582 м и Малый Иремель высотой 1449 м. Вершины отделены седловиной шириной до 1 км и высотой над уровнем моря 1200-1250 м. Над уровнем реки Юрюзань приподнят на 1000 м.

Протяженность массива Иремель с юго-запада на северо-восток 12 км, с юго-востока на северо-запад. 8 км.

Иремель очень живописен и доступен, в 40 км находится трасса федерального значения М5, от которой, практически к подножию горы, к селу Тюлюк, ведет асфальтовая дорога. Серьезную угрозу представляет растущий год от года поток туристов. К сожалению, у многих любителей путешествий сформировалось потребительское отношение к природе, что приводит к необратимому разрушению уникальных сообществ горы. Растет сеть тропинок и костровищ, вырубается елово-пихтовый лапник и подрост, кучи оставляемого мусора встречаются на протяжении всего подъема на вершину, на которой образовались целые свалки отходов. Уничтожаются тундровые растения, практически исчезла популяция родиолы иремельской.

Еще в 1965 г. утвержден памятник природы республиканского значения: "Гора Иремель" на площади 5980 га. Режим памятника природы вводит ограничения на рекреационное использование, сбор дикорастущих растений и др., однако в связи с отсутствием штата охраны режим никем не контролируется. С 1994 г. в Башкортостане идет подготовка к созданию природного парка "Иремель", подготовлено несколько предпроектных обоснований.

2. Легенды о горе

Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища. Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй. Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины. Говорят, что плохого человека Иремель и плохо встречает, существует много рассказов о проделках батюшки Иремеля над неопытными туристами. Учеными разрабатывается теория древнего исторического предназначения горы Иремель. В священной книги древних индоиранцев – Авесте золотая гора Хукарья идентифицируются с горой Иремель, и ей придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом богов.

Есть на Южном на Урале

Гора Большой Иремель

Высотою она выше

Окружающих земель

Там хозяйка золотая

У подножия стоит,

Путников благословляя

За порядком она бдит,

Вокруг пейзаж красивый - горы

Хребет Зигальга и Нургуш

Увижу-ль снова я и скоро-ль?

Природы акварель и тушь!

3. Большой и малый Иремель

Различают Большой и Малый Иремель, которые поднимаются на общем основании горного массива, имеющего основное простирание СВ - ЮЗ.

Большой Иремель венчается величественной платообразной вершиной, называемой Кабан и достигающей высоты 1582м. Башкирское слово Кабан, означающее по-русски «стог», «омет», очень верно определяет форму вершины, когда смотришь на нее с запада. Значение слова Иремель точно не определено; Д. Н. Мамин Сибиряк считает, что это слово усвоено тюрками от обитавшего здесь народа «чуди», как и названия рек Уй, Миасс От центральной части Б. Иремеля отходят два отрога: один - на СЗ, протяжением около 5 км и заканчивающийся скалистым поднятием под названием Жеребчик (1250 м), и другой - на ЮЗ, протяжением около 7 км и заканчивающийся скалами Синяк (940 м). На СВ от Кабана на высоте 1250-1300 м идет длинная (3 км) седловина, являющаяся продолжением основной оси Иремельского массива и связывающая Большой Иремель с Малым. На ней также имеются два поднятия. Первое, четко террасировано и метко называется по-местному «Залавок». Второе поднятие расположено к седловине ближе к М. Иремелю и возвышается над ней на 50 м в виде вытянутой каменистой сопки.

Малый Иремель протянулся в широтном направлении почти на 8 км (рис.2). Он несет на себе 5 сопковидных каменистых вершин со стенообразными скалистыми останцами. Центральная сопка поднимается выше 1 400 м, а западная имеет высоту 1394 м и очень крутой западный и северный склоны. На западе Малый Иремель отделяется от северо-западного отрога Большого Иремеля широкой межгорной ложбиной, которая дренируется водотоками, питающими р. Карагайку, левый приток р. Тюлюка. На западном отроге Малого Иремеля замечательные скальные города, останцы, а поскольку посетителей мало – изобилие брусники и особенно голубики. На Малом Иремеле особенно выражены нагорные террасы, скальные города, останцы, каменные осыпи, глинистые пятна и каменные котлы, а пейзажи этого восьмикилометрового отрога иремельского массива просто неповторимы.

4. Горные цепи

В целом вся горная группа Иремеля имеет форму овала, вытянутого по главной оси с СВ на ЮЗ на 20 км. Западная сторона овала разорвана широкими ложбинами между отрогами и представляет двойную подкову. Наиболее высокие точки представлены скалистыми останцами.

Большая часть отдельных скал - останцев поднимается по вершинам Иремельской подковы и образует своеобразный редкий гребень. Останцы окружены, особенно с западной стороны, каменными россыпями, вернее грудами крупных каменных глыб.

Своеобразную и живописную форму рельефа Иремеля, а также хребтов Бакты, Нургуша, Зигальги, Машака, Яман-Тау и Аваляка представляют «скальные города». Приурочены они на Иремеле к концевым участкам отрогов.

Скальные города отличаются от гольцовых вершин Иремеля резким расчленением, большой относительной высотой скал, развитием каменных хаосов у оснований. Как крепости с бойницами, зубцами, башнями и бастионами, поднимаются из хвойного леса своей верхней частью скалы Синяка, Суктажа и Жеребчика, Встречаются небольшие площадки, покрытые мощной подушкой зеленых мхов или дерниной. Скалы достигают 40-50 м относительной высоты, Последние труднопроходимы, а составляют они по площади большую, основную часть скальных городов. Можно сказать, что скалы лишь венчают эти огромные хаосы.

– это, наверно, самое прекрасное, что есть в России. Одна из таких красот – это гора Иремель , которая занимает второе место по высоте на вершинах Южного Урала. Ее высота составляет 1582 метра. Гора располагается на территории республики Башкортостан, которая граничит с Челябинской областью.

Горный массив Иремель можно разделить на несколько отдельных гор, это Большой и Малый Иремель. Большой является платообразной вершиной, также зовут его еще гора Кабан. Это конечно не значит, что гора имеет вид животного, просто перевод с башкирского языка слово кабан – стог. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что гора и в самом деле напоминает стог сена.

Обе горы разделены посередине седловиной, ширина которого составляет 1 километр. Также Большой горы отходят несколько отрогов, которые заканчиваются скалами: Жеребчик, которая имеет высоту 1250 метров и Синяк, высота которой составляет 940 метров. Склоны горы покрыты огромными валунами – курумами , поэтому передвигаясь по склону нужно быть крайне аккуратным, чтобы не навредить себе и окружающим.

Также на Иремель можно встретить небольшие углубления, которые по своей форме круглые и диаметр составляет 2-3 метра, а глубина составляет 70 сантиметров. Эти необычные углубления называют каменные котлы . После того, как проходит дождь, в них скапливается чистая вода, которую, кстати, можно использовать для питья. Именно на этой горе, берет свое начало река Белая и Урал. Интересно то, что жарким летом, на вершине можно увидеть ледники, которые не тают, а такое явление встречается не в каждой горной местности.

Когда поднимаешься на вершину горы, то можно увидеть растительность, которая меняется за весь период подъема несколько раз. Например, первое, что вы увидите, это будет ель, пихта, береза. Второе, это редкий лес, далее начинается настоящая тундра с карликовыми березами, северными ягодами и т.д. Ученых больше всего интересует реликтовые ельники, которые смогли пережить ледниковый период. Так что, путешествуя по стране, не забудьте посетить это уникальное место.

В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место — гора Иремель. Издревле люди сталкивались здесь с непознанным. Мистикой овеяно буквально все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе, обитавшем в окрестностях — чуди.

Почему именно сюда тянет людей, желающих познать духовную сущность человека? Почему именно на склонах Иремеля люди открывают в себе какие-то доселе скрытые возможности, по-другому осмысливают жизнь? Оказывается, не только наши современники приходили на Иремель для общения с неведомым, это повелось издревле. Как правило, такие места именуются местами силы.У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло к нам из незапамятных времен, так назвали ее заселявшие эти земли тюрки (пращуры современных башкир). В переводе с древнетюркского, слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы (основана два столетия назад), переводится как «желание». Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной.

Коварные духи

На протяжении многих лет подниматься на гору разрешалось только жрецам или героям. Даже в наше время кто-то ревностно защищает «святую гору». Известен случай, когда туристы поставили на вершине Иремеля православный крест, но через некоторое время его нашли скинутым с постамента…

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом — чудью. Люди считали (и считают по сей день), что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами — дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится!

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны — строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. Ведь, по мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Новая Гиперборея?

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация. Возможно даже, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново — обитель бога света Крышеня.

Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал (примерно в 12 километрах от Иремеля). Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей — солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет — зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

Легенд о Гиперборее много, ее ищут на Севере, в Сибири, но, как видим, есть гипотеза, что она находится на юге Уральских гор.

Легенды о чуди

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ — чудь белоглазая. В народных поверьях чудь — это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди. Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства. И захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

По сей день люди верят в эту легенду, но немного измененную. Так, среди туристов ходит легенда о гномах — маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Однажды автору этих строк удалось записать вот такой рассказ байсакальского старожила: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Эзотерический туризм

Однако какими бы невероятными ни казались легенды о «святой горе», люди едут к Иремелю с конкретными целями, чтобы самосовершенствоваться, укреплять дух. Многие из тех, кто тут побывал, отметили, что стали по-другому мыслить и смотреть на жизнь, обрели духовные ценности, о которых раньше и помыслить не могли. Некоторые после посещения горы и уединения на вершине, где, как говорят, люди «заглядывают к себе в душу», вернувшись домой, никогда более не возвращаются к вредным привычкам. Как считают эзотерики, именно в этом уникальном месте у человека происходит гармонизация тонких тел, подпитка энергией, духовное возрождение. Причиной всему — выход на поверхность земли той самой положительной энергии, которой у посвященных славен Иремель.

По заверениям специалистов по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли — ноосферой.

Андрей ЛЮБУШКИН

Иремель…

Одно слово… и целый мир возникает перед глазами…

Вот уже 7 лет каждый год я с друзьями встречаю 22 июня рассвет на горе Иремель, что на Южном Урале в Башкирии, и каждый раз это событие всей жизни.

В 2006 году мой друг Максим из Магнитогорска рассказал о горе Иремель как о необычном волшебном месте, месте силы с чудесами и предложил совершить туда поездку. Одному не хотелось и я решил пригласить друзей, да в добавок провести там различные полезные практики. Начал согласовывать возможные даты с участниками и ведущими, и 17 июня после многократных переносов решили ехать. Всего собралось 30 человек из Самары, Киева, Магнитогорска, Тольятти и Москвы. Заехали в Александровку (село в 35 км от вершины) и оттуда начали движение к горе. Через 10 км сделали лагерь в котором и начали практиковать. Провели небольшой тренинг, сказко терапию и после часть группы уехала домой. В месте где был лагерь были необычные места: изгиб реки почти под прямым углом, прямая канава глубиной около пол метра и рядом поваленные в одном направлении деревья, поляна с поваленными по кругу деревьями и странная полянка прямо на дороге с сумеречным светом. Помню ко мне подошла девушка и попросила посмотреть на нее когда зайдет в эту полянку. Ей казалось что она исчезает там. Я правда тогда ничего исчезающего не заметил.

Итак 19 июня нас было 22 человека и мы решили подняться на вершину Иремеля. Предстояло пройти еще 25 км по тропе в гору с болотистыми местами. Шли медленно, поскольку с нами было две бабушки и по пути сделали еще один ночлег. 21 подошли к подножью вершины, это около 1500 м над уровнем моря. Место шикарное — мох почти по щиколотку, невысокие ели, родниковая вода и впереди возвышается на 150 м вершина Иремеля как из насыпи курумника. В этот же день вечером к нашему костру подсела башкирская семья и рассказала поверье, что те люди, кто встречает рассвет 22 июня на Иремеле, получают поддержку всей земли в делах своих, заряд силы и энергии. После такого рассказа группа решила подниматься встречать рассвет. Вышли в 3 ночи. Подъем был непростой, первый раз и часто останавливались. В одну из таких остановок я посмотрел верх и мне показалось что все небо со звездами вращается. Я поднял руку и по отношению к ней действительно зафиксировал — все звезды двигались со скоростью спутника по отношению к моей поднятой неподвижной руке. Мне стало страшно, все мои представления о Вселенной рушились. Этого просто не могло быть. Рядом поднимались две женщины из нашей группы. Я попросил их посмотреть на звезды — они просто сказали — «Да, движутся», как-то просто, обыденно и пошли дальше…

Получилось что 22 человека 22 июня встретили рассвет на горе Иремель. Потом были сказочные дни нахождения на горе. Поход к Малому Иремелю, когда мы попали на красную глыбу которая выкачала энергию, группа распалась и с трудом к вечеру добрались в лагерь. На вершине практиковали дза-дзен и были видения золотого и серебряного дождя. Потом искали необычные места и видно этим рассердили Дух дедушки Иремеля. Светило солнце но за 20 мин все изменилось лупанул ливень с градом размером с голубиное яйцо. Пришел туман и нам пришлось уходить. Мало того пошел дождь и обратный путь все 35 км пришлось идти без остановки. Не доходя до Александровки в том месте где была первая стоянка, похоже на сумеречной полянка у нас исчезла женщина. Исчезла аж на 6 часов. Как она рассказывала — вдруг пропала дорога, появились большие кочки. Ей стало страшно, начала звать на помощь, но никого.. Вспомнила все молитвы и через некоторое время появилась радуга по которой она вышла в наше измерение.

В целом все завершилось благополучно и довольные и счастливые все мы разъехались по домам. Несколько человек с того путешествия круто изменили свою жизнь и сейчас рассказывают о феноменах своей жизни как просветленные (один сновидящий, концентрирует энергию способную менять физическую материю, другой стал монахом в миру и наблюдает за собой оставаясь в полном адеквате ко всему происходящему). У всех изменилось сознание, стало глубже, тоньше…

Каждый год снова и снова звал и зовет Иремель. Много было там чудес которые я видел своими глазами, много рассказов. По разным видениям, ченелингу это место основания нашей цивилизации, ее исток, разрушенное в результате звездных конфликтов. Оно хранит тайны нашего бытия, открывает связь с сознанием нашей Земли-матушки, исцеляет физически и духовно. Не все могут туда попасть (не всех Иремель пускает). До конца 20-го века запрещалось подниматься на вершину горы, если ты не шаман. Могу в это поверить, сознание там меняется сильно. Вода тамошняя исцеляет от всех заболеваний. Рассказывали даже случай исцеления от онкологии 2-й степени. В царские времена губернаторы туда посылали за водой своих водовозов.

Это одна из самых анормальных зон России. Я там сфотографировал НЛО, причем глазами его не видел а на фото было. Есть там действующие порталы, дольмен человека 7-ми метрового роста, врата времени и много всего другого. Это стоит посмотреть, почувствовать — никогда больше не забудете. Как сказал один мой знакомый после прилета в Киев через неделю — до слез хочется обратно.

Вот такое это место, место силы все нашей Планеты. Туда приходишь и возникает ощущение — наконец-то я дома..

В горнозаводской зоне Челябинской области есть загадочное место - гора Иремель. Мистикой овеяно все в округе: у подножия горы раньше находились скиты старообрядцев, последователи эзотерической культуры проводят здесь тренинги, уфологи утверждают, что над горой довольно часто появляются НЛО, а этнографы собирают сказания о древнем подземном народе чуди, обитавшем в окрестностях.

У Иремеля есть своя загадочная история. Само название горы пришло из незапамятных времен: так назвали ее заселявшие эти земли тюрки — пращуры современных башкир. В переводе с древнетюркского слово «Иремель» означает «место, дающее человеку силу», а название деревни Тюлюк, находящейся у подножия горы и основанной два столетия назад, переводится как «желание».

Именно из-за соседства Тюлюка с Иремелем и берет свое начало легенда о том, что якобы на вершине горы исполняются любые желания, достаточно лишь поднести подарок духам Иремеля. В стародавние времена духам приносили человеческие души. Согласно преданиям, жрецы древних народов совершали кровавые жертвоприношения на вершине горы, дабы задобрить богов и выпросить у них богатый урожай.

В наше время, говорят, достаточно повязать ленточку на Дерево желаний, растущее на вершине. Как бы там ни было, во все времена гора Иремель считалась у башкир священной. Некоторые люди видят в россыпи камней на вершине горы останки некогда больших рукотворных блоков.

Иремель фигурирует во многих сказаниях как башкирского, так и русского народа. Говорят, его недра хранят в себе несметные богатства, нажитые таинственным народом - чудью. Люди считали и считают по сей день, что вода в реках, берущих начало на склонах Иремеля, обладает чудесными свойствами - дает человеку силы, исцеляет больных, а по ночам, в определенные дни и часы, светится.

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Современные туристы уже сами слагают легенды о проделках батюшки Иремеля. Самой обычной шуткой горы является пропажа, а затем внезапное появление вещей туристов или невозможность уйти восвояси. Считается, что духи водят людей, заставляя плутать в трех соснах.

В наши дни специалисты по аномальным явлениям рассказывают о том, что над горой часто можно наблюдать НЛО, встретиться со снежным человеком и увидеть таких чудищ, которым и названия-то пока нет. По мнению эзотериков, именно на Иремеле сосредоточен канал выхода из земли положительной энергии.

Есть гипотезы, согласно которым Иремель является прародиной всей славянской цивилизации, чем-то вроде Гипербореи. Гипотеза эта опирается на археологические раскопки, проведенные близ села Ахуново (Учалинский район), якобы свидетельствующие о том, что именно на Иремеле берет начало славянская цивилизация.

Возможно, что именно в тех местах были написаны славянские веды, «Книга Велеса», а также «Книга Коляды». А само село Ахуново - обитель бога света Крышеня. Как считают приверженцы этой гипотезы, легенда о Гиперборее подтверждается целебными свойствами воды Иремельского озера, расположенного близ села Байсакал, примерно в 12 километрах от Иремеля.

Озеро это имеет очертания правильного круга, что наводит на мысль о чаше с Сурьей - солнечным чудотворным напитком, которую принес бог Крышень, а само озеро, по легенде, является обителью мистической птицы Гамаюн, на которой прилетел бог, дабы зародить свет - зажечь «бел-горюч камень».

Недалеко от Иремеля есть каменный откос, называемый в народе Трибуной. Он чем-то напоминает голову птицы. А в десяти метрах от горы, лежит огромный белоснежный валун. Простое ли это совпадение, или действительно легенда о Крышене имеет реальные корни?

С давних пор бытуют легенды о том, что в здешних местах давным-давно жил некий таинственный народ - чудь белоглазая. В народных поверьях чудь - это искусные ремесленники и чародеи. По поверьям, народ этот жил в Иремельских пещерах незадолго до включения Урала в состав Московского царства.

Старожилы окрестных сел рассказывают, что в действительности существовал некогда народ, живший по склонам здешних гор. Был он мирный, жил тихо по соседству с другими людьми. Была у чуди своя религия, в таинства которой они не посвящали пришлых. Якобы и по сей день можно найти в Иремельских пещерах священные алтари чуди.

Согласно преданию, люди прознали о том, что у чуди есть несметные богатства, и захотели поживиться. Но делиться с людьми чудь не собиралась, осознав, что в покое их все равно не оставят. И этот народ решил навсегда скрыться в недрах Иремеля, дабы унести с собой все свои тайны и богатства. Какие именно знания так ревностно охраняла чудь, легенда молчит.

Среди туристов ходит легенда о гномах - маленьком народе, живущем в горе. Существуют, якобы, пещеры, забравшись в которые, человек навсегда становится пленником низкорослого горного народа, утаскивающего несчастного глубоко под землю.

Один байсакальский старожил рассказывал: «Есть на Иремеле одна заваленная пещера. Как-то в нее пролез искатель сокровищ. Ничего не нашел, зато рассказывал потом, что видел в пещере какие-то книги и древние писания».

Как заверяют специалисты по аномальным явлениям, Иремель представляет собой регион высшего познания законов природы, высокой концентрации духовной энергии, а также более тонкой трансляции энергий во времени и пространстве, взаимосвязи человека и Вселенной, связи с информационным полем Земли - ноосферой.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта

Просмотров